Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.12.2021, 13:18
      

Меню сайта
Категории раздела
Юранева Людмила Григорьевна [32]
Титенкова Анна Юрьевна [9]
Сандюк Елена Леонидовна [7]
Кузиванов Сергей Васиьевич [3]
Эйхман Алексей Фёдорович [3]
Блох Татьяна Ивановна [3]
Млечко Татьяна Ивановна [9]
Сокирка Елена Алексеевна [1]
Педагогический марафон [8]
Сайты учителей
  • Сайт Беляковой О.Ю.
  • Сайт Иевлевой И.В.
  • Сайт Святской И.В.
  • Блог Блох Т.И.
  • Сайт Млечко Т.И.
  • Сайт Мальцевой Л.М.
  • Сайт Сандюк Е.Л.
  • Сайт Сокирка Е.А.
  • Сайт Юранёвой Л.Г.
  • Сайт Быковой Е.П.
  • Сайт Каньшиной Г.Л.
  • Сайт Оплесниной В.А.
  • Сайт Титенковой А.Ю.
  • Сайт Хабаровой Ю.В.
  • Сайт Афанасьевой Т.А.
  • Сайт учителей физкультуры
  • Сайт школьной библиотеки
  • Колледжи России
    Вузы России


    Методкопилка
    Расписание уроков
    Наш фотоальбом
    Твоя профессия
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 1076
    Погода
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наши достижения

    Главная » Файлы » Учителя » Титенкова Анна Юрьевна

    Формирование учебной деятельности младших школьников
    [ Скачать с сервера (1.07 Mb) ] 25.04.2012, 10:20
    Методический семинар.
    (конкурсное выступление)

    На экране высвечивается заглавие представляемой темы: «Формирование учебной деятельности младших школьников»
    -Деятельность. Знакомое понятие. Но на современном этапе развития нашего государства и соответственно образования, это понятие имеет совершенно иное значение, нежели раньше.

    - Как должна быть организована деятельность, чтобы человек в жизни стал успешен? Какие требования предъявляются в современное время к человеку, как к личности, к гражданину?
    Именно школа во многом способствует формированию компетенций , которые в свою очередь должны вылиться в компетентности. Т. е., вступая во взрослую жизнь, 17-18 летний молодой человек должен не только обладать определённым запасом знаний, но и умений, которые помогут достаточно легко ориентироваться ему в быстро меняющемся мире, найти своё место в жизни.

    На сколько актуален вопрос о том, как влияет организация учебной деятельности на готовность учащихся продолжать своё обучение, успешно организовывать свою дальнейшую жизнь, можно проследить по результатам ЕГЭ, ориентируясь на показатели 2-х последних лет.

    В нашем районе по результатам 2-х лет наблюдается тенденция снижения показателей, особенно при выполнении частей В,С. Эти задания предполагают ни сколько владение узкими предметными знаниями, сколько универсальными учебными действиями. Так же стоит отметить и такую особенность, что со стороны формирования качеств личности у части выпускников не сформированы самостоятельность, познавательный интерес, коммуникативные качества. Анализируя результаты учебного процесса, мы пришли к выводу, что учителями не формируется целенаправленно учебная деятельность.

    Концепция государственных образовательных стандартов второго поколения, которая активно обсуждается в педагогической и общественной среде, ФГОС предъявляет нам новые требования к результатам обучения, которые отражены в личностных, предметных и метапредметных результатах.
    Возникает некое противоречие. Так как мы пока далеки от этих требований, большинство учителей ориентированы на предметное содержание, а не на формирование компетентной личности.

    Таким образом, перед школами района, в том числе и нашей школой, встала важная задача: преобразовать содержательную и организационную сторону процесса обучения и воспитания с позиции деятельностного подхода.
    Для наибольшей продуктивности мы решили, что целесообразно организовать работу через проект. И сегодня я предлагаю результаты этой совместной деятельности.

    Главный замысел проекта - моделирование образовательной среды, выстроенной на системно – деятельностном принципе, включающем в себя организационно – педагогические, дидактические, психолог – педагогические условия.
    Гипотеза: «Если у учащихся будут целенаправленно формироваться способы учебной деятельности, то они будут усваивать содержание образования, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Это будет способствовать повышению качества образования ( под успешностью образования понимается воспитание компетентной, успешной личности).

    Реализация проекта.
    Одним из условий проекта было компетентность учителей. Ещё в 2001 г. наша школа и школы района включились в эксперимент по обновлению содержания. Именно с этого момента мы стали работать по программам и УМК авт. Бенеевых «Школа – 2000», «Школа – 2100».Это позволило учителям пересмотреть своё отношение к методической стороне преподавания.

    Участвуя в эксперименте по обновлению содержания, совместно с РМО были разработаны диагностические материалы, которые показали, что у младших школьников слабо сформированы регулятивные умения, мотивация имеет узкую социальную направленность.
    Следующим шагом была корректировка РУП и разработка на их основе технологических карт. Это дало возможность отслеживать, как идёт «прирост» знаний по определённым темам, предметам.
    Очень серьёзным шагом была организация работы по обучению создания образовательной среды (пространства). Здесь и умение мотивировать учащихся на успех, направляя их познавательный интерес, внимание к рефлексивным действиям (контрольно – оценочная деятельность), использование современных образовательных технологий и особое внимание к развитию личностных качеств обучающихся. Проводились мониторинговые исследования, позволяющие диагностировать уровни формирования предметных и универсальных умений учащихся.
    Хочу обратить ваше внимание на 2 аспекта:
    • Логика «наращивания» предметных умений.
    • Логика последовательного формирования конкретного способа учебного действия.
    Учебные действия формируются в деятельности. Поэтому, это мы изучили и внедрили технологию деятельностного подхода.
    Предлагаю подробнее рассмотреть линию последовательного формирования конкретного способа учебного действия на примере способа сравнения. Покажем, как действует эта схема.
    Когда у учащихся сформированы основные способы учебной деятельности, можно переходить к последовательному внедрению развивающих образовательных технологи , позволяющих приращивать учебные умения.
    Нами освоены такие технологии: проблемно – диалоговое обучение, исследовательская технология ( в начальном звене формируются основы исследовательских умений), игровые технологии, проектная деятельность, технология совместной учебной деятельности. Каждая из перечисленных технологий в основе своей имеет деятельностный подход и позволяет формировать как предметные , так и метапредметные умения.
    Какие изменения на сегодняшний момент мы уже наблюдаем?
    Каждый из участников проекта может констатировать об определённых результатах, которые оказались возможными благодаря деятельностному подходу.
    На слайде представлены результаты формирования учебной мотивации и регулятивных умений в разрезе одного класса. И изменения у конкретного ученика. Главное, что независимо от способностей, индивидуальных особенностей, каждый обучающийся встаёт на позицию самоизменения.
    Разворачивая каждый шаг проекта, мы совместно с учителями собрали своеобразную копилку, которая составлена в виде брошюр, в которых представлен как теоретический материал, так и практические наработки.

    Перспективы.
    Этот проект носит системный характер. Его реализация продолжается, но в перспективе нам видится как в среднем , а затем и в старшем звене продолжится работа по формированию учебной деятельности, т.е. будет осуществляться приемственность.
    В связи с тем, что нашей школе присвоен статус пилотной площадки по внедрению ФГОС, передо мной ,как учителем 1класса, уже не так остро стоит проблема организации деятельности младших школьников, формирующей предметные, мепредметные и личностные достижения. Проект стал базой для внедрения деятельностного принципа, мониторинговых исследований. Мы начинаем не с нуля.

    А завершить своё выступление мне бы хотелось словами Н. Рыленкова.
    «Хоть выйди ты не в белый свет,
    А в поле за околицей,-
    Пока идёшь за кем-то вслед,
    Дорога не запомнится.
    Зато, уда б ты ни попал
    И по какой распутице,
    Дорога та, что сам искал,
    Во век не позабудется».
    Категория: Титенкова Анна Юрьевна | Добавил: arfenia-sarkissian | Теги: учебная деятельность
    Просмотров: 1878 | Загрузок: 492 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа
    Поиск по сайту
    Наши контакты

    Адрес:
    168220, Республика Коми,
    Сыктывдинский район,
    с. Выльгорт, Школьный пер. 4
    График работы:
    ПН-СБ: 8:00-20:00
    Телефон: 8 (82130) 7-13-58
    e-mail: vsoh1@rambler.ru

    Группа VK: vk.com/vsoh_1

    ЕГЭ
    Первоклассники
    Добро пожаловать!
    Образование РК
    Нобелевская премия
    Праздники
    Праздники России

    Copyright vsoh1 © 2021
    Сайт управляется системой uCoz