Тип: Поурочные и методические разработки
Разработка урока - обобщения.
Тема: Обобщение по теме «Теорема Пифагора».
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся
по теме, показать исторические истоки теоремы, учить учащихся применять
полученные знания к решению прикладных задач, учить воспринимать
материал в целостной системе различных предметов, воспитывать
познавательный интерес к изучению геометрии.
Ход урока:
1. Актуализация опорных знаний учащихся.
Особое место в геометрии, особую роль играет
прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, соотношение между
сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. На протяжении
нескольких уроков мы изучали с вами этот материал и сегодня наша цель
обобщить полученные знания. К вопросу обобщения мы подойдём
многосторонне: как историки, лирики, теоретики и как практики. Запишите
план урока.
1. Исторические истоки теоремы «Сутра».
2. Слово лирикам.
3. 100 доказательств теоремы Пифагора Бхаскара.
4. Слово теоретикам.
5. Практическое применение к решению задач.
6. прикладные задачи.
2. Работа учащихся по обобщению и систематизации материала.
Слово историкам в лице Пермяковой Валерии.
О том, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 есть
прямоугольный знали за 2000 лет до н.э. египтяне, которые, вероятно,
пользовались этим соотношением для построения прямых углов при
сооружении зданий.
В Китае предложения о квадрате гипотенузы было
известно, по крайней мере, за 500 лет до Пифагора. Эта теорема была
известна и в древней Индии. Об этом свидетельствуют следующие
предложения, содержащиеся в «Сутрах»:
- квадрат диагонали прямоугольника равен сумме квадратов его большей и меньшей сторон;
- квадрат на диагонали квадрата в 2 раза больше самого квадрата.
Учитель:Теорема Пифагора издавна применялась в
разных областях науки и техники, в практической жизни. О ней писали в
своих произведениях писатели Плутарх, инженер Витрувий, греческий
учёный Диоген, математик Прокл. Не всякое математическое положение
удостаивается такого внимания поэтов и писателей.
Немецкий писатель-романист Шамиссе, путешествуя на русском корабле «Рюрик» в 19 веке, написал следующие стихи:
Слово лирикам в лице Кицаевой Маши.
Пребудет вечной истина, как скоро
Её познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в её далёкий век.
Обильно было жертвоприношенье
Богам от Пифагора. Сто быков
Он отдал на закланье и сожженье
За света луч, сошедший с облаков
Поэтому всегда с тех самых пор
Чуть истина рождается на свет,
Быки ревут, её почуя, свету вслед,
Они не в силах свету помешать,
А могут лишь, закрыв глаза, дрожать
От страха, что вселил в них Пифагор.
Учитель:Доказательство теоремы Пифагора считалось в
кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда
«ослиным мостом» или «бегством убогих», т.е. некоторые слабые ученики
бежали от геометрии, не пытаясь понять, а зазубривая доказательство.
«Ослиный мост» - непроходимый мост. А посему возникали, своего рода
карикатуры, сопровождающие чертежи к доказательству теоремы
(рисунки-карикатуры на доске).
В настоящее время известно более ста доказательств знаменитой теоремы.
Слово теоретикам в лице Трунова Сергея. Он
познакомит нас с одним из доказательств теоремы Пифагора индийским
математиком Бхаскара (1114 – 1185 гг.). Во время того, как Трунов
готовится, фронтальный опрос по правилам:
- Что называется синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом острого угла в прямоугольном треугольнике?
- Как найти гипотенузу, пользуясь теоремой Пифагора?
- Как найти катет, пользуясь теоремой Пифагора?
- Как найти катет и гипотенузу, пользуясь соотношением в прямоугольном треугольнике?
- Найти неизвестные элементы треугольника.
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
А теперь слово практикам в лице каждого из вас (устное и письменное решение задач, разбор прикладных задач – домашнего задания).
3. Итог урока.
Домашнее задание.
1 группа - восстановить доказательство теоремы Пифагора по Бхаскара, решить 3 прикладные задачи.
2, 3 группы – 2 прикладные задачи.
Источник: UROKI.NET |