Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 18.05.2022, 12:57
      

Меню сайта
Категории раздела
Английский и немецкий языки [15]
Блок уроков по теме: It’s all in the mind. Урок 4. Дебаты на тему
Информатика [0]
Математика [15]
В помощь педагогу-организатору [24]
Игры, конкурсы, викторины
Классному руководителю [59]
История и правоведение [1]
Русский язык и литература [6]
Физика [0]
Химия [0]
Музыка [1]
Биология [1]
Сайты учителей
  • Сайт Беляковой О.Ю.
  • Сайт Иевлевой И.В.
  • Сайт Святской И.В.
  • Блог Блох Т.И.
  • Сайт Млечко Т.И.
  • Сайт Мальцевой Л.М.
  • Сайт Сандюк Е.Л.
  • Сайт Сокирка Е.А.
  • Сайт Юранёвой Л.Г.
  • Сайт Быковой Е.П.
  • Сайт Каньшиной Г.Л.
  • Сайт Оплесниной В.А.
  • Сайт Титенковой А.Ю.
  • Сайт Хабаровой Ю.В.
  • Сайт Афанасьевой Т.А.
  • Сайт учителей физкультуры
  • Сайт школьной библиотеки
  • Колледжи России
    Вузы России


    Методкопилка
    Расписание уроков
    Наш фотоальбом
    Твоя профессия
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 1089
    Погода
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    В помощь учителю

    Главная » Статьи » Педагогическая копилка » Математика

    Поэтические минутки на уроках математики
    Тип: Поурочные и методические разработки


    Поэтические минутки на уроках математики


    Тема. Высота, медиана и биссектриса треугольника.

    Три девицы, три сестрицы 

    В треугольнике живут. 

    Речь такую там ведут:
     

      — Всех главнее высота!

      Говорю вам неспроста.

      Видят все, как сторонам

      Нужен перпендикуляр. 

      Тогда они, сменив названья, 

      Зовутся гордо — основанья!

    — Нет, — сказала медиана, — 

    Спорить я не перестану. 

    И на это есть причина: 

    Я треугольника вершину 

    Соединяю с серединой 

    Стороны. К тому же я 

    Делю всю площадь пополам!

      В спор вступила биссектриса:

      — Спорить не имеет смысла! 

      Если трое соберемся, 

      В точке мы пересечемся. 

      Эта точка непростая. 

      Серединка золотая; 

      Если циркулем владеешь, 

      Окружность ты списать сумеешь! 

      Значит, всех я вас главнее! 

    В спор вмешался треугольник:

    — Что вы, знает каждый школьник,

    Что для меня вы все равны.

    Будьте же всегда дружны!

    Но вас предупреждаю я:

    У каждой миссия своя!

      Знает каждый школьник,

      Как меня построить.

      К чему не проведут меня,

      Всем перпендикулярна я.

      Отгадай, вопрос простой,

      Как зовусь я? (Высотой). 

    Вначале вы найти должны 

    Середину стороны. 

    Ее соединишь с вершиной,

    И меня уж получил ты.  

    Просто все и без обмана. 

    Как зовусь я? (Медиана).

    Тема. Определение косинуса, синуса, тангенса и котангенса острого угла в прямоугольном треугольнике.

    Шарада

    Что кружится, что ложится 

    И на землю, и на крыши, 

    И о чем поэт зимою  

    По ночам поэмы пишет?

    Это первое словечко.

    А второе просто «на».

    Ну, а третье? Угадайте,

    Что бежит по проводам?

    Напиши, что получилось,

    И прочти наоборот.

    Не запутайся, читая

    Слово задом наперед!

    (Снег-на-ток... котангенс). 

     С тригонометрией сейчас

    Знакомы даже звери.

    Правила все говорят

    Четко и уверенно.

    И попросим мы зверят

    Рассказать их для ребят.

    Как мы косинус считаем,

    Ты спроси медузу.

    — Делим прилежащий катет

    На гипотенузу. 

    Синус вычислить сумеет 

    Зверь любой из лесной чащи: 

    На гипотенузу делит 

    Катет противолежащий. 

    Чтобы тангенс получить,

    Нужно катеты делить. 

    Вы в числителе берете 

    Тот, что для угла напротив. 

    Тот, который прилежит, 

    В знаменателе пиши.

    Если дробь перевернуть,

    Это тоже верный путь!

    Ты с конца прочти, дружок,

    Как ложится «снег на ток».

    — Как назвали отношенье катета к гипотенузе? 

    У кого ни спросим мы, 

    Отвечают: «Косинус». 

    Все мы думали-гадали:

    Какой же они катет брали?

     

    Тема. Площади многоугольников.

    Друзья мои, легко найти

    S параллелограмма:

    Вы помножьте а на b

    И на синус гамма.

    (S=absin)

    S трапеции ты знаешь.

    Посчитай, я подожду.

    Полусумму оснований

    Ты умножь на высоту.

    (S = (а+b/2)h)

    Площадь треугольника

    Знать, конечно, надо:

    Мы умножим а на аш

    И разделим на два.

     

    ПИФАГОРОВА ТЕОРЕМА

    Не знаю, чем кончу поэму, 

    И как мне печаль избыть; 

    Древнейшую теорему 

    Никак я не в силах забыть.

    Стоит треугольник, как ментор, 

    И угол прямой в нем есть.

    И всем его элементам

    Повсюду покой и честь. 

    Прелестная гипотенуза

    Вознеслась так смело ввысь!

    И с нею в вечном союзе 

    Два катета тоже взнеслись.

      Она царит на квадратах

      И песню поет она.

      Та песня влечет куда-то

      Геометров древних волна. 

    И все на торжищах света, 

    Как в огненном кольце, 

    И все повторяют это: 

    Ах, а, в, с!

      И даже в холодной медузе

      Огонь эта песня зажгла,

      И все это гипотенузы

      И катетов двух дела!

    О ТЕОРЕМЕ ПИФАГОРА

    Пребудет вечной истина, как скоро

    Ее познает слабый человек!

    И ныне теорема Пифагора

    Верна, как и в далекий век.

      Обильно было жертвоприношенье 

      Богам от Пифагора: сто быков 

      Он отдал на закланье и сожженье 

      За света луч, пришедший с облаков.

    Поэтому всегда с тех самых пор,

    Чуть истина рождается на свет —

    Быки ревут, ее почуя, вслед.

    Они не в силах свету помешать,

     А могут лишь, закрыв глаза, дрожать 

     От страха, что вселил в них Пифагор.

     

     

    УЧЕНЫЙ КОТ

    У кошки маленький котеночек подрос. 

    — Как дальше быть? — возник вопрос.

     Решила мать, что в пору 

    Отдать котенка в школу.

      И вот за партой в классе

      Сидит пушистый Вася.

      С усердием большим,

      Как приказала мать,

      Принялся кот науку постигать. 

    С терпеньем изучал, 

    По пунктам и по темам, 

    Строение мышей по графикам и схемам.

      Решал он, чуть не плача,

      И про бассейн задачу.

      Сколь вытечет сметаны,

      Когда открыть все краны. 

    И через 10 лет, науками богат, 

    Понес наш кот домой 

    Из школы аттестат. 

    И у какой-то горки 

    Мышонок вылезал из норки.

      Но как его схватить?

      Нельзя же прыгнуть сразу —

      Тут надо применить

      Научных знаний базу.

     V — скорость, ускоренье — а, 

    И брызги сыплются с пера. 

    Затем привел он, глядя в книгу, 

    К логарифмическому виду.

      Потом в системе «це, ге, ес»

      Нашел его удельный вес.

      Вписал последнюю строку

      И приготовился к прыжку. 

    Пока ученый кот 

    Над уравненьем бился, 

    Мышонок — неуч 

    В норке скрылся.

      Запомните, друзья, соль истины такой:

      Теория мертва без практики живой.

     

     

    ГИМН ГИПОТЕНУЗЕ

    Как символ вечного союза, 

    Как вечный символ знак простой, 

    Связала гипотенуза 

    Навеки катеты собой.

      Путей окольных избегая

      И древней истине верна,

      Ты по характеру — прямая

      И по обычаю — точна. 

    Скрывала тайну ты, но скоро 

    Явился некий мудрый грек 

    И теоремой Пифагора 

    Тебя прославил он навек.

      Хранит тебя, безмолвно, чинно

      Углов сторожевой наряд,

      И копья — острые вершины

      На обе стороны грозят. 

    И если двоечник, конфузясь, 

    Немеет пред твоим лицом. 

    Пронзит его, гипотенуза, 

    Своим отточенным копьем.

     

     

    БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ

    Как воздух, математика нужна,

    Самой отваги офицеру мало.

    Расчеты! Залп! И цель поражена

    Могучими ударами металла. 

      И воину припомнилось на миг, 

      Как школьником мечтал в часы ученья: 

      О подвиге, о шквалах огневых,

      О яростном порыве наступленья. .

    Но строг учитель был,

    И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:

    — Мечтать довольно, повтори рассказ

    О свойствах круга и углах квадрата. 

      И воином любовь сохранена 

      К учителю далекому, седому. 

      Как воздух, математика нужна

      Сегодня офицеру молодому.

     

     

    О НУЛЕ

    Когда-то многие считали,

    Что нуль не значит ничего.

    И как ни странно, полагали,

    Что нуль совсем не есть число. 

      Но на оси средь прочих чисел 

      Он все же место получил. 

      И все действительные числа 

      На два разряда разделил.

    Коль нуль к числу ты прибавляешь,

    Иль отнимаешь от него,

    В ответе тотчас получаешь 

    Опять то самое число.

      Попав, как множитель, средь чисел

      Он сводит мигом все на нет.

      И потому в произведеньи

      Один за всех несет ответ.

    А относительно деленья 

    Во-первых, нужно помнить то, 

    Что уж давно в научном мире

     Делить на нуль запрещено.

      Причина всем ведь очевидна,

      А состоит причина в том,

      Что смысла нет в таком деленьи

      Противоречье в нем само.

     

    Число «пи»

    Гордый Рим трубил победу 

    Над твердыней Сиракуз, 

    Но трудами Архимеда 

    Много больше я горжусь.

      Надо нынче нам заняться,

      Оказать старинке честь.

      Чтобы нам не ошибаться,

      Чтоб окружность верно счесть. 

    Надо только постараться 

    И запомнить все, как есть: 

    Три-14-15-92 и шесть. 

    (п= 3,1415926)

     

    ОТ 1 ДО 10

    (веселый счет)

    Вот один иль единица 

    Очень тонкая, как спица. 

    А вот это цифра два, 

    Полюбуйся, какова!

      Выгибает двойка шею,

      Волочится хвост за нею.

      А за двойкой — посмотри —

      Выступает цифра три. 

    Тройка — третий из значков — 

    Состоит из двух крючков. 

    За тремя идут четыре, 

    Острый локоть оттопыря.

      А потом пошла плясать

      По бумаге цифра пять.

      Руку вправо проятнула,

      Ножку круто изогнула.

    Цифра шесть — дверной замочек: 

    Верху крюк, внизу кружочек. 

    Вот семерка — кочерга, 

    У нее одна нога.

      У восьмерки два кольца

      Без начала и конца. 

      Цифра девять иль девятка — 

      Цифровая акробатка: 

    Если на голову встанет,

    Цифрой шесть 

    девятка станет.

    Цифра вроде -буквы «О» —

      Это ноль иль ничего.

      Круглый ноль такой хорошенький, 

      Но не знает ничегошеньки! 

      Если же слева рядом с ним 

    Единичку примостим, 

    Он побольше станет весить, 

    Потому что это — десять.

      Эти цифры по порядку

      Запиши в свою тетрадку.

      Я про каждую сейчас

     

    ОДИН

    Почти дожив до глубоких седин, 

    Я понял арифметике назло, 

    Что у людей простейшее число «один» 

    Поистине сложнейшее число.

     

     

    ПРОСТРАНСТВО

    Пространству мера троякая: 

    В долготу бесконечно простирается, 

    В ширину беспредельно разливается, 

    В глубину она бездонно опускается! 

    Подражай сей мере в делах своих.

     

     

    БЕСКОНЕЧНОСТЬ

    В мире, где все граница, 

    Все только предел и преграда, 

    Бездонная бесконечность — 

    Ты мне лишь одна награда.

     

     

    ТОЧНОЕ ЧИСЛО  

    Поэтому мера свойственна обществу.

    И все, что на небе, в душе, на земле, 

    Можно выразить в том числе.

     

    ДЕСЯТЬ ЧУДАКОВ

    Их было десять чудаков, 

    Тех путников усталых, 

    Что в дверь решили постучать  

    Таверны «Славный малый».

      — Пусти, хозяин, ночевать,

      Не будешь ты в убытке.

      Нам только ночку переспать,

      Промокли мы до нитки.

    Хозяин тем гостям был рад, 

    Да вот беда некстати: 

    Лишь девять комнат у него 

    И девять лишь кроватей.

      Восьми гостям я предложу

      Постели честь по чести.

      Двоим придется ночь проспать

      В одной кровати вместе. 

    Потом, вернувшись снова в «А», 

    Где ждали его двое, 

    Он ключ от «И» вручить был рад 

    Тому герою.

      Хоть много лет с тех пор прошло,

      Неизвестно никому,

      Как смог хозяин разместить

      Гостей по одному. 

    Иль арифметика стара, 

    Иль чудо перед нами. 

    Понять, что, как и почему, 

    Вы постарайтесь сами.

     

    ГЕОМЕТРИЯ

    О, Петр, ведь ты построил город

    Не для умерших — для живых?

    Тяжелый дождь бежит за ворот

    Окаменевших часовых.

      Недвижимы аллеи парков, 

      Прямы проспекты, как стрела, 

      Сильней божественных монархов 

      Здесь геометрия была.

    Был нежен в башнях цитадели

    И кроток лепет голубиц,

    И страшные на мир глядели

    В окно глаза цареубийц!

      Гуляют каменные финны, 

      Курятся трубки из бород, 

      Вот и построили Афины 

      Средь топей северных болот!

    Налево львы и львы направо,

    А у заставы инвалид

    Штык держит вертикально прямо,

    Как геометрия велит!

     

    АРХИМЕД

    Нет, не всегда смешон и узок

    Мудрец, глухой к делам земли;

    Уже на рейде в Сиракузах

    Стояли римлян корабли. 

      Над математиком кудрявым 

      Солдат занес короткий меч, 

      А он на отмели песчаной 

      Окружность вписывал в чертеж.

    Ах, если б смерть — лихую гостью —

    Мне также встретить повезло,

    Как Архимеду — чертившему тростью

    В минуту гибели — число!

     

     

    ГАЛУА

    Заходил паренек в сюртуке небогатом, 

    Чтобы в лавке табак и мадеру купить. 

    Приглашала любезно, как младшего брата, 

    Разбитная хозяйка и впредь заходить.

      Провожала до двери, вздыхая устало, 

      Вслед ему разводила руками: «Чудак». 

      На 4 сантима опять обсчитала, 

      А 4 сантима теперь не пустяк! 

    Кто-то мне наболтал, будто видный ученый, 

    Математик какой-то мосье Галуа, 

    Как же может открыть мировые законы, 

    Эта вот, с позволенья сказать, голова?

      Но всходил на мансарду обманутый ею, 

      Брал заветный набросок в чердачной пыли, 

      И доказывал вновь с беспощадностью всею, 

      Что хозяева сытых желудков — нули.

     

     

    УЧИТЕЛЬ

    Коническая клумба возле школы 

    Сияла первозданной чистотой, 

    И алгеброй сраженные глаголы  

    Глотали дым за огненной чертой.  

    Давно ушли те годы, те проблемы, 

    Но этот дым я в сердце берегу. 

    Доказанные в детстве теоремы 

    До старости забыть я не могу.

     

    ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ

    Жили-были два брата: 

    Треугольник с квадратом 

    Старший — квадратный 

    Добродушный, приятный

      Младший — треугольный, 

      Вечно недовольный.

      Стал расспрашивать квадрат:

      — Почему ты злишься, брат?

    Тот кричит ему: — Смотри,

    Ты полней меня и шире,  

    У меня углов лишь три,

    У тебя же их четыре! 

      Но квадрат ответил: — Брат! 

      Я же старше, я — квадрат: 

      Я сказал еще нежней:

      — Неизвестно, кто нужней!

    Но настала ночь, и к брату,

    Натыкаясь на столы,

    Младший лезет воровато

    Срезать старшему углы. 

      Уходя сказал:

      — Приятных я тебе Желаю снов!

      Знать, ложился — был квадратным, 

      А проснешься без углов!

    Но наутро младший брат

    Страшной мести был не рад.

    Поглядел он — нет квадрата,

    Онемел, стоял без слов...

    Вот так месть! Теперь у брата

    Восемь новеньких углов.

     

    МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

     

     

    Прах Диофанта

    Прах Диофанта гробница покоит;

    Дивись ей — и камень

    Мудрым искусством его

    Скажет усопшего век.

    Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком

    И половину шестой встретил с пушком на щеках.

    Только минула седьмая, с подругою он обручился,

    С нею, пять лет проведя, сына дождался мудрец.

    Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил,

    Отнят он был у отца ранней могилой своей.

    Дважды два года родители оплакивали тяжкое горе.

    Тут и увидел мудрец предел жизни печальной своей.

      (64 года)

     

     

    Любитель порядка

    Настольная лампа,

    Зеленый диван,

    Сидит на диване

    Матюшин Иван.

    Он пишет...

    Не будем, ребята, мешать,

    А только тихонько

    Заглянем в тетрадь.

    В тетрадке написано 

    Все по порядку:

    «В семь двадцать встаем,

    Производим зарядку.

    В восемь тридцать,

    Умывшись холодной водой,

    Застелем постель

    И займемся едой.

    Без четверти восемь

    Дрова мы приносим.

    Готовим по плану

    Похлебку Полкану —

    И в класс направляемся

    В восемь ноль пять».

    Вопрос: сколько времени уходит у Ивана от подъема до выхода в школу?

      (45 мин)

     

    Жуки и пауки

    Вопрос: сколько ног у жука?

    Сколько ног у паука?

    У меня в одной коробке три жука,

    А в другой имею я три паука.

    В уголке шуршат бумагой два ежа,

    А в двух клетках распевают два чижа. 

    Кто, ребята, сосчитать бы мне помог, 

    Сколько вместе все они имеют ног?

      (54 ноги)

    ===

    Два цыпленка стоят, 

    Два в скорлупках сидят. 

    Шесть яиц под крылом 

    У наседки лежат. 

    Посчитай поскорей,  

    Отвечай поточней: 

    Сколько будет цыплят 

    У наседки моей?

      (10)

     

    =====

    Как-то вечером к медведю 

    На порог пришли соседи: 

    Еж, барсук, енот, «косой», 

    Волк с плутовкою-лисой. 

    А медведь никак не мог 

    Разделить на всех пирог. 

    От труда медведь вспотел — 

    Он считать ведь не умел! 

    Помоги ему скорей, 

    Посчитай-ка всех зверей.

      (7)

     

    =====

    Скоро 1 0 лет Сереже —  

    Диме нет еще шести.  

    Дима все никак не может 

    До Сережи дорасти. 

    А на сколько лет моложе 

    Мальчик Дима, чем Сережа?

      (на 4 года)

     

    ====

    Я сегодня рано встала, 

    Кукол всех своих считала: 

    Три матрешки — на окошке, 

    Две Маринки — на перинке, 

    Пупсик с Катей, Буратино 

    И Петрушка в колпачке 

    На зеленом сундучке. 

    Я считала, я трудилась, 

    Но потом со счета сбилась. 

    Помогите мне опять 

    Кукол всех пересчитать!

      (9 кукол)

     

    =====

    Кто стучится в дверь ко мне 

    С толстой сумкой на ремне, 

    С цифрой 5 на медной бляшке, 

    В синей форменной фуражке.

    Это он, это он, 

    Ленинградский почтальон. 

    В семь часов он начал дело, 

    В 1 0 сумка похудела, 

    А к 12 часам 

    Все разнес по адресам. 

    Сколько ж в день часов он сам  

    Все ходил по адресам?  

      (5 часов)

     

    ========

    Посадила бабка в печь

    Пирожки с капустой печь.

    Для Наташи, Маши, Тани, 

    Коли, Оли, Гали, Вали 

    Пирожки уже готовы.

    Да еще один пирог

    Кот под лавку уволок.

    Да в печи четыре штуки,

    Пироги считают внуки.

    Если можешь, помоги  

    Сосчитать им пироги.

      (12 пирогов)

     

    ПОДАРОК

    Нам из Гомеля тетя

    Ящик яблок прислала, 

    В этом ящике яблок 

    Было, в общем, немало. 

    Начал яблоки эти 

    Спозаранок считать я. 

    Помогали мне сестры, 

    Помогали мне братья.

    И пока мы считали,

    Восемь раз отдыхали,

    Восемь раз мы сидели

    И по яблоку съели.

    И осталось их сколько? 

    Ох, осталось их столько, 

    Что, когда в этот ящик 

    Мы опять поглядели, 

    Там на дне его чистом 

    Только стружки белели.

    Вот прошу угадать я

    Всех ребят и девчонок:

    Сколько было нас, братьев?

    Сколько было сестренок? Поделили мы яблоки 

    Все без остатка, 

    А всего то их было 50 без десятка.

      (3 брата, 2 сестрёнки) 

     

     

     Помощник

    7 тарелок им умыты,

    8 чашек не забыты,

    Ложек — дюжина одна

    Чистота кругом видна

    Вы готовы дать ответы,

    Сколько всей посуды этой

    Перемыл он, сын-проказник?

    Дело было в мамин праздник.

      (27)

     

     

    ====

    Над болотцем тихо, тихо... 

    В теплом воздухе парят 

    Сам Комар да Комариха, 

    С ними туча комарят! 

    Комариха с Комаром говорят:

    — Сосчитай-ка, Комар, комарят.

    — Как же счесть, Комариха, комарят?

    Не поставишь комарят наших в ряд.

    Насчитала Комариха сорок пар,

    А продолжил счет сам Комар.

    Комарят Комар до вечера считал,

    Насчитал 13 тысяч и устал...

    А теперь сосчитайте сами вы, друзья,

    Велика ли комариная семья?

      (13082)

     

    ========

    Если Грушам дать по груше,

    То одна в избытке груша,  

    Если дать по паре груш,  

    То не хватит пары груш.

    Сколько Груш и сколько груш?

      (3 девочки, 4 груши)

     

    =========

    У деда Архипа — большая семья. 

    Детей всего восемь, и все сыновья.  

    У каждого по паре ребят, внучат Архипа. 

    Их сколько, внучат?

      (14)

    ПРОГРЕССИЯ
    Задача очень непростая: 
    Как сделать, чтобы быстро 
    От единицы и до ста 
    Сложить в уме все числа? 
    Пять первых связок изучи — 
    Найдешь к решению ключи! 
    Давным-давно один мудрец сказал, 
    Что прежде надо
    Связать начало и конец  
    У численного ряда.  

      (5050)
    10 солдат строились в ряд,
    10 солдат шли на парад.  
    9/ 10 было усатых, 
    Сколько там было безусых солдат?
    10 солдат строились в ряд,
    10 солдат шли на парад.
    8/ 1 0 было носатых,
    Сколько том было курносых солдат? 
      (1 безусый, 2 курносых)

    22 совы скучали
    На больших сухих суках,
    22 совы мечтали
    О 7 больших мышах.
    О мышах довольно юрких,
    В аккуратных серых шкурках.
    Слюнки капали с усов
    У огромных серых сов.
    Сколько было сов?
      (22 совы)


    Источник: UROKI.NET

    Категория: Математика | Добавил: Leo (05.06.2009)
    Просмотров: 3237 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Форма входа
    Поиск по сайту
    Наши контакты

    Адрес:
    168220, Республика Коми,
    Сыктывдинский район,
    с. Выльгорт, Школьный пер. 4
    График работы:
    ПН-СБ: 8:00-20:00
    Телефон: 8 (82130) 7-13-58
    e-mail: vsoh1@rambler.ru

    Группа VK: vk.com/vsoh_1

    ЕГЭ
    Первоклассники
    Добро пожаловать!
    Образование РК
    Нобелевская премия
    Праздники
    Праздники России

    Copyright vsoh1 © 2022
    Сайт управляется системой uCoz