Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 18.05.2022, 13:28
      

Меню сайта
Категории раздела
Английский и немецкий языки [15]
Блок уроков по теме: It’s all in the mind. Урок 4. Дебаты на тему
Информатика [0]
Математика [15]
В помощь педагогу-организатору [24]
Игры, конкурсы, викторины
Классному руководителю [59]
История и правоведение [1]
Русский язык и литература [6]
Физика [0]
Химия [0]
Музыка [1]
Биология [1]
Сайты учителей
  • Сайт Беляковой О.Ю.
  • Сайт Иевлевой И.В.
  • Сайт Святской И.В.
  • Блог Блох Т.И.
  • Сайт Млечко Т.И.
  • Сайт Мальцевой Л.М.
  • Сайт Сандюк Е.Л.
  • Сайт Сокирка Е.А.
  • Сайт Юранёвой Л.Г.
  • Сайт Быковой Е.П.
  • Сайт Каньшиной Г.Л.
  • Сайт Оплесниной В.А.
  • Сайт Титенковой А.Ю.
  • Сайт Хабаровой Ю.В.
  • Сайт Афанасьевой Т.А.
  • Сайт учителей физкультуры
  • Сайт школьной библиотеки
  • Колледжи России
    Вузы России


    Методкопилка
    Расписание уроков
    Наш фотоальбом
    Твоя профессия
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 1089
    Погода
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    В помощь учителю

    Главная » Статьи » Педагогическая копилка » Русский язык и литература

    ЗАОЧНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ № 1 Из опыта работы в начальной школе
    Методические рекомендации для учителей

    ЗАОЧНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ № 1
    Из опыта работы в начальной школе
    Выльгорт 2007
    Титенкова Анна Юрьевна – учитель начальных классов МОУ «Выльгортская сош №1»,победитель республиканского конкурса «Учитель года-2005», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года–2005», победитель конкурса приоритетного национального проекта «Образование».

    Введение

    Начало ХХ1 века ознаменовалось в нашей стране глобальными переменами. Они коснулись экономики, политики, а это, в свою очередь, повлияло на изменение всего общества. Образование – это важное звено в цепи механизма, который развивает, изменяет жизнь людей. Сколько всего нового появилось за последние годы. Концепция модернизации, авторские программы, множество альтернативных учебников, пособий. Все чаще звучат слова, которые в наше время становятся ключевыми: «модернизация», «обновление», «личность», «самоорганизация» и другие. Совсем по-другому расставляются приоритеты. На первый план выступает личность, ее потребности, развитие.
    Идеи модернизации современного школьного образования особо подчеркивают, что одной из важнейших задач образования должно стать формирование у учащихся способности к самоорганизации. Традиционная система образования, где учитель является, главным образом, ретранслятором знаний, а учащиеся лишь пассивные слушатели, не позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, нет нацеленности образовательного процесса на развитие способностей ребенка, овладение им навыков учебной работы. Недостаточно используются образовательные технологии, позволяющие не только мотивировать ребят, но и сохранять здоровье школьника.
    Взять хотя бы школьную отметку. В «традиционке» она играет больше роль негативную, так как является вычитательной. Налицо монополия учителя на оценивание, не прорабатывается вместе с учениками критериальная база оценки.
    И, вместо того, чтобы служить основой для саморазвития личности, школьная отметка часто повышает тревожность, ведет к стрессам, неврозам.
    Особенно чувствительные к оценке младшие школьники. Учеба в младшем школьном возрасте - ведущая деятельность ребенка, и от того, как оценивает учитель, будет зависеть их интерес к учебе, успешность во всем.
    Сегодня акценты с преподавания смещаются на учение и первым объектом изменений при обновлении школы должен стать образовательный процесс.
    Главной ключевой компетентностью, определяющей качество образования, является способность к учебной самостоятельности. Учебная самостоятельность – это умение учиться, умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.
    Г. Цукерман выделяет в умении учиться 2 составляющие:
    - чему учиться, т.е. рефлексия – что я еще не знаю, не умею
    - как научиться – освоить способы, помогающие преодолеть свою некомпетентность
    Если первой составляющей являются рефлексивные умения, а в основе любой рефлексии лежит самооценка, то можно с уверенностью сказать, что контрольно-оценочная деятельность – важное звено, основа саморазвития. Если человек может «увидеть» сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов пути своего совершенствования, т.е. освоения новых способов и действий, то можно утверждать, что личность способна к самосовершенствованию, саморазвитию.
    Оценка – неотделимый компонент учебной деятельности. Ученик осознает – соотносится ли результат с целью, усвоен ли общий способ действия, может выявить причины – что способствовало или не способствовало получению результата. Осознание причин неудач – первый шаг к успеху в учении. Однако, первоклассник, приходя в школу, еще не может оценивать, контролировать себя, ему трудно удержать цели, выбрать способы действий..
    И главнейшей задачей учителя является создание с первых дней в школе таких условий, которые бы обеспечивали не только успешное развитие, но и комфортность, здоровьесберегающий потенциал.

    Научно-теоретические подходы к системе оценивания

    Что сегодня предлагают ученые, педагоги, психологи для совершенствования контрольно-оценочной деятельности.
    Под контролем в системе Эльконина - В.В. Давыдова понимается система детских действий за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав способа действия. Таким образом, контроль в системе развивающего обучения носит, прежде всего, процессуальный характер, основной формой которого является пооперационный контроль.
    Содержание и формы контрольно-оценочных действий в системе Д.Б. Эльконина – В.П. Давыдова подчиняются следующим психолого- педагогическим требованиям:
    а) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения, соблюдая преемственность в содержании, методах и формах контроля и оценки между этапами обучения;
    б) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.
    в) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у каждого ученика.
    г) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием по своему самоизменению и самосовершенствованию;
    д) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащихся относительно его личных достижений;
    е) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий;
    ж) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным;
    з) Осуществлять контроль и оценку без привлечения пятибалльной системы оценивания, используя содержательные средства фиксации текущих и итоговых результатов.
    Л.Леонтьев говорит, что контроль и оценка – это часть целостной учебной деятельности, значит надо формировать учебные умения в комплексе, включая формирование умений контроля и оценки. Знания – это ориентировка, а умения – технологии, действия. Без анализа – а умею ли я это делать, то ли я делаю, хватает ли мне моих знаний, чтобы выполнить работу, - школьнику трудно справиться с предложенной задачей. Эту привычку надо «выращивать» с первого класса.
    Г.Цукерман предлагает ввести правила оценочной безопасности, позволяющие снизить уровень тревожности детей, создать благоприятный оценочный климат. Ею же сформулированы принципы безотметочного обучения: содержательная оценка и самооценка, дифференцированная оценка,
    Г.Ксензова предлагает специальными приемами формировать навыки самоконтроля и самооценки, т.к. именно эти два компонента являются составляющими контрольно-оценочной деятельности, рекомендует логику развития этих навыков на уроках.
    Изучив имеющуюся литературу, я пришла к выводу, что сегодня нужно и можно изменять подходы к организации образовательного процесса с позиции деятельностного обучения, сместив акценты на формирование учебной самостоятельности детей, ядром которого являются контрольно-оценочные действия.

    Новые подходы к организации контрольно-оценочной деятельности.

    1. Пересмотреть взгляды учителя на организацию урока, в том числе контроль и оценку.
    2. Сделать оценивание системообразующим, т.к. контроль и оценка, являясь частью целостной учебной деятельности, влияют на развитие учебной самостоятельности.
    3. Формировать потребность школьников в самоизменении на основе рефлексивных действий, что поможет мотивировать учащихся на саморазвитие.
    4. Специальными приемами формировать навыки самоконтроля и правильной самооценки с учетом возраста.
    5. Апробировать механизм безотметочного обучения в начальных классах.
    6. Наряду с контролем по результату включать предупреждающий и процессуальный контроль.
    7. Проводить эту работу в сотрудничестве с родителями.
    8. Вести учет достижений учащихся в разной форме: мониторинг, рейтинги, смотры, портфолио и т.д.
    9. Создать условия, ограничивающие негативное влияние отметки на формирование личности (оценочная безопасность).
    10. Начать работу по формированию умений самостоятельно разрабатывать критериальную базу оценивания.

    Практический опыт внедрения новых подходов к оцениванию
    младших школьников.
    Вступив в эксперимент по обновлению содержания и структуры общего образования, наша школа выбрала одной из целей апробацию нового механизма контрольно-оценочной деятельности, включающей в себя основные вышеперечисленные подходы. Перед каждым учителем встала задача наработать этот механизм в своем классе. Поэтому я для себя выделила круг задач в разрезе каждого класса, определила ожидаемый результат. Он является примерным, т.к. зависит от уровня готовности детей к школе, их способностей и уровня развития, темпа продвижения в учебе. Ожидаемый результат может быть ориентиром как для учителя, так и для ученика и его родителей – к чему стремиться, что и как развивать.

    Формирование контрольно-оценочной деятельности
    в 1 классе
    Задачи:
    1. Сформировать мотивационный компонент контрольно-оценочной деятельности.
    2. Создать условия для формирования самоконтроля и самооценки.
    3. Обеспечить сотрудничество с родителями по безотметочному обучению.
    4. Создать условия для здоровьесберегающего потенциала оценки.
    Ожидаемые итоги:
    - умение сверять работу с образцом и по 1-2 критериям;
    - осуществление взаимоконтроля;
    - умение сопоставлять результат с целью под руководством учителя;
    - взаимопонимание с родителями по вопросам контроля и оценки.

    Первым шагом стало проведение собраний с родителями будущих первоклассников. Родителей ознакомили с новыми подходами в оценивании. Собрание проходило в форме диалога и ролевой игры, где родители выступали в качестве детей. Такая форма способствовала осознанию преимуществ безотметочного обучения. На втором собрании в сентябре родители получили конкретную информацию - какие способы оценивания будут применяться на уроках. Вместе с родителями мы составили правила оценочной безопасности (по Г.Цукерман):

    1. Не скупиться на похвалу; достаточно бывает улыбки, одобрительного кивка головой.
    2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
    3. Формула «Опять ты НЕ …» - верный способ вырастить неудачника.
    Даже в море неуспеха, можно найти островок успешности и закрепиться
    на нем.
    4. Ставить только конкретные цели.
    5. Не надо ставить несколько задач одновременно.

    Приходя в школу, дети с первых дней ждут от учителя отметок. Они хорошо знают, что «5»- это очень хорошо, а «2» - очень плохо, значимость других отметок относительно размыта. И важно с первых уроков полностью изменить представления детей об оценивании. Детей приучаем к мысли, что они пришли учиться новому, а это неизбежно ведет к ошибкам. Разве можно сказать сразу, что у тебя все получится? Этот мотив создает установку на то, что не нужно спешить сразу получить что-то за работу.
    Процесс обучения самоконтролю в первом классе полностью строится на мотивации. В качестве мотива могут выступать такие моменты, как
    - создание игровой ситуации, где правильность выполнения заданий (а они должны соответствовать образцу, эталону) поможет какому-либо герою выйти из трудного положения или попасть в желаемое место;
    - создание ситуации «Порадуй своих родителей или учителя»;
    - ученик получает одобрение или похвалу героя, учащихся или учителя;
    - изредка возможен как вариант поощрения сюрприз – подарок: картинка, открытка.
    Следующим этапом работы является обговаривание критериев выполненной работы, причем обязательно по образцу в учебнике, прописях или эталону, предложенному учителем. Каждому ученику дается возможность сравнить себя с эталоном, увидеть свои погрешности, продвижения. Особо фиксируются удачи.
    Перед учителем встает проблема, каким образом фиксировать успех или неуспех. Мы подошли к решению данного вопроса творчески. Отметка с первого класса была заменена оценочными высказываниями: «Молодец», «Умница», «Ты старался, но не все получилось», «Я огорчена» и так далее.
    Результат деятельности учеников оценивался не только учителем, но и учащимися с помощью символов, значков и оценочных суждений.
    Сигналом успешности может явиться цвет, причем дети сами выбирают цвет и обосновывают, почему его выбрали. Например, красный цвет – цвет яркости и красоты, символизирует красоту; зеленый – цвет светофора – путь к дальнейшим знаниям открыт. Значками «+» и «- » также можно определить прибавление знаний.
    Можно применять также письмо - анализ как итоговую работу за определенный период обучения.

    Формирование навыков самоконтроля требует определенных условий. Уже с первого класса необходимо воспитать у школьников внутреннюю потребность в самоконтроле (осознание важности и значения его в учебной деятельности); формировать положительные мотивы самоконтроля (желание получить прочные знания, найти наиболее рациональные способы выполнения, вовремя выявить и исправить ошибки), вырабатывать приемы и способы самоконтроля, умение применять их в самостоятельной работе.
    Но и здесь нужна подготовительная работа, которая будет способствовать правильному применению навыков самоконтроля. Для этого учащимся необходимы следующие умения:
    -осмысленно воспринимать указания преподавателя, инструкцию и план предстоящей работы;
    - определять составные части заданий и выделять из них главное;
    - выполнять задание по аналогии;
    - исправлять ошибки;
    - анализировать типичные ошибки и устанавливать причину их возникновения;
    - вырабатывать требования к заданиям;
    - формировать основы рефлексивного опыта.

    Формирование контрольно-оценочной деятельности
    во 2 классе.

    Задачи:
    1. Способствовать формированию критериальной основы обучения.
    2. Продолжить работу по созданию условий для наращивания рефлексивного опыта учащихся (в выражении своего отношения к уроку и своей работы).
    3. Разнообразить виды и соответственно приемы формирования контрольно-оценочных действий.
    4. Вести учет учебных достижений.

    Ожидаемый результат
    - потребность детей в самоконтроле и самооценке.
    - умение учащимися вырабатывать критерии под руководством учителя, в паре, в группе;
    - умение оценивать себя по 2-3 критериям;
    - умение детей контролировать свои действия и оценивать;
    - отслеживание динамики;
    Во втором классе начинается постепенное обучение контролю над процессом формирования предметных знаний, т.е. обучаем процессуальному контролю или можно еще назвать пошаговому. Необходимо использовать такие приемы, чтобы дети осознавали, какие шаги необходимо пройти, чтобы получить заданный результат.
    В качестве способов обучения детей процессуальному контролю можно предложить следующие:
    а) Наблюдение, анализ своих шагов по плану и проговаривание с объяснением, почему именно так выполняли работу (например, опираясь на конкретное правило).
    б) Комментирование в паре или в группе пошаговых действий для получения результата.
    в) Самопроверка с выполненного образца и поиск ошибок в каком-либо шаге.
    г) Постановка «умных вопросов», которые помогут безошибочно выполнить задание.
    д) Составление схем, таблиц с занесением известных и неизвестных данных и на основе таблицы проговаривание шагов по выполнению задания.
    е) Совместно с учителем пробуем сделать выводы по проделанной работе, отвечая на вопрос: Получили ли ожидаемый результат? Если не получили, то почему? Что необходимо сделать, чтобы исправить ошибку?
    ж) Совместное обсуждение критериев с обязательным вопросом: «Какие шаги необходимы, чтобы эти критерии выполнить?»
    Критерии должны быть четкими, ясными, понятными. В начале 1-2 критерия, затем довести до 3-5. В качестве вопросов, помогающих подвести детей к обсуждению критериев, можно предложить следующие:
    1. Что можно выделить новое, важное в работе?
    2. На что нужно особо обратить внимание?
    3. Что самое главное в этом задании, без чего нельзя обойтись?
    Учитель может дать развернутый содержательный ответ по выполненному заданию, из которого учащиеся вычленяют требования, которые будут основой критериев.
    З) Составление памяток, алгоритмов.
    Во 2 классе идет расширение способов оценивания себя и товарищей. Например, можно научить детей отображать свои достижения на шкале. Предварительно с учащимися обыгрывается такой момент: «Я стою на вершине горы. Мне все прекрасно видно. Если я спущусь чуть ниже, то видимость несколько нарушится. А если окажусь у подножья горы, то мало что будет видно. Так и мои познания». Затем предлагается детям оценить свои познания (по конкретному вопросу) на шкале. Обязательно обсуждаем, где и почему стоит значок. На первых уроках надо дать возможность высказаться каждому, затем уже избирательно. Таким же способом даем возможность оценить товарища по парте.
    При выполнении итоговых работ можно определить «стоимость» каждого задания. «Стоимость» же определяется в соответствии тех операций, которые входят в данное задание. Другой вариант - использовать уровни познания Б. Блума: знаю, понимаю, применяю, анализирую, оцениваю. На основании подсчета суммы баллов выясняется, на каком уровне каждый ученик, например, если из 15 баллов набрал 14-15 – высокий уровень (творческий), 11-13 – средний (практический), 7-10 – ниже среднего (понимание), 5-6 – низкий. И ученику и учителю видны пробелы в теме, отсюда строится коррекционная работа. Баллированная система может использоваться при разных видах работ, и критерии будут разные.
    В качестве обратной связи для родителей мы предложили такую форму учета достижений учащихся в конце четвертей и за год :составление графиков успешности детей в динамике. В качестве отправных точек при этом взяты такие важные параметры, как активность, готовность к уроку, техника чтения, вычислительные навыки, творчество …На вертикальной оси откладываются уровни усвоения- нулевой низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий .За год получается 4 графика, показывающих не только продвижение вперед в динамике, но и трудности, а это пища для размышлений над причинами, определение дальнейшей совместной работы учителя и родителей.

    Расширение способов обучения контролю и оценке в 3 классе

    Задачи:
    1. Формировать учебно-познавательную активность и самостоятельность детей в контрольно-оценочной деятельности.
    2. Научить детей контролировать и оценивать свои действия, соотносить результат с целью.
    Ожидаемый результат:
    - отслеживание динамики развития совместно с родителями;
    - умения детей выделять пооперационный состав действий с помощью памяток.

    В 3 классе продолжаем наращивать способы контроля и оценки и вводим такие приемы, как:
    - Определение плана и хода выполнения задания (по алгоритму, памятке);
    - Самоинструктаж и взаимоинструктаж по выполняемому заданию;
    - Проведение анализа (например, орфографическое прочтение)
    - Погружение в задание ( например, работа с заголовком)
    В конце четвертей и года в дневниках обозначаем достижения такими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «прилагал старания, но…», «проблема». «Проблема» - это не нулевой результат, это сигнал, что многое не получается, но решить и изменить можно в лучшую сторону. Такое оценивание мотивирует и ученика и родителей на организацию дальнейшей деятельности по саморазвитию.

    Перспективы развития контрольно- оценочной деятельности
    в 4 классе

    Задачи:
    1) Введение предупреждающего контроля. Сравнение результатов с образцом, эталоном через систему необходимых условий, т.е. при каких условиях возможен результат.
    2) Обучение планированию с отсутствующими звеньями.
    3) Подготовка детей к постепенному переходу к балльной отметке.
    Ожидаемый результат:
    - умения детей устанавливать возможные причины ошибок в группе, индивидуально;
    - умение находить недостающий компонент в действии и выбирать способы реализации цели;
    - умение детей анализировать, сравнивать, сопоставлять;
    - проводить рефлексию планируемых действий и действий в процессе.
    - плавный переход к дифференцированной самооценке и отметке
    Недавно удалось приобрести «необычные» дневники. Их необычность состоит в том, что вести дневники можно и при работе в традиционной программе и в режиме безотметочного обучения. Он является прекрасным помощником в организации самоконтроля, самооценивания.

    Методические разработки уроков в образовательной системе
    «Школа 2100»

    Урок русского языка в 3 классе.

    Тема: Письмо.

    Цели:
    обучающие - закрепить признаки текста; познакомить со структурой письма; научить писать простое письмо.
    развивающие – способствовать умению оценивать себя в соответствии с критериями по результату; учить прогнозировать свою деятельность; проводить рефлексию по содержанию.
    воспитательные – развивать инициативу и самостоятельность; умение вести учебный диалог; обогащать свой жизненный опыт.

    Оборудование: в конвертиках приготовлены разные формы приветствия с обращением; листочки красного, желтого и зеленого цветов для оценивания; большой конверт (возможно «дерево»).

    Ход урока:
    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний
    У. – Ребята, у вас есть друзья? Как вы с ними общаетесь? Как можно общаться, если друг уехал?
    У. – Тема нашего урока «Письмо».
    У. – Наверняка кто-то из вас писал письма или получал их.
    - У каждого в жизни может возникнуть ситуация, когда необходимо что-то сообщить, написать. Я предлагаю рассмотреть следующую ситуацию. Вася написал письмо другу Коле. Прочитайте это письмо.
    Учитель располагает картинки героев и письмо на доске. Дети знакомятся с текстом письма.

    Текст письма:
    Как твои дела? Не забыл, что обещал мне выслать фото своей футбольной команды? Буду ждать с нетерпением. Пиши. Передавай привет всем ребятам футболистам.
    Подведение понятия «текст» с помощью существенных признаков.
    У. – Скажите, это письмо?
    Дети высказывают свои предположения.
    У. – С чем его можно сравнить? Почему?
    Учащиеся перечисляют существенные признаки текста.
    У.- Тогда чем обычный текст отличается от письма?
    При анализе выявляются признаки письма. Но это пока предположения учащихся, т.к. точки зрения ребят разные. Не все признаки пока обозначены.
    Выявились пробелы или «проблемы» в знаниях учащихся.
    3. Определение цели.
    У. – Как вы считаете, над чем мы сможем поработать, что узнать, чему научиться?
    Учитель совместно с детьми определяют конкретные цели урока.
    Узнать: Чем отличается текст от письма?
    Научиться : Составлять простое письмо.
    4. Введение новой темы.
    У. – Чтобы ответить на первый вопрос, предлагаю еще раз вернуться к нашему тексту.
    - Вася считает, что это письмо. Стоит ли разобраться?
    - Как можно начать письмо?
    Дети высказывают предложения начало письма.
    На доске открывается часть алгоритма структуры письма – приветствие с обращением.

    В письме есть:
    1. Приветствие с обращением.
    2. Основное содержание, возможные вопросы.
    3. Концовка (прощание, подпись, дата).

    У. – Все предлагаемые вами предложения в начале письма – это назовем приветствием – обращением.
    Учитель предлагает свои варианты приветствия с обращением:

    Здравствуйте, друг!

    Привет, Коля!

    Здорово, друган!

    Дети анализируют, выбирают более удачное решение. Учитель обращает внимание на стиль обращения, постановку знаков препинания перед обращением.
    У. – Мы с вами нашли начало письма и определили его название. Как можно назвать остальную часть? Что она содержит? Что может содержать?
    Учащиеся приходят к единому мнению, что в этой части – основное сообщение. Могут содержаться и вопросы.
    Учитель открывает вторую часть структуры письма – основное содержание, возможные вопросы.
    У. – Готово ли у нас письмо? Что еще бы вы добавили? Почему?
    На доске открывается третья часть- концовка (прощание, подпись, дата).
    Удержание задачи.
    Учитель побуждает ребят к действиям контроля – сопоставить поставленную задачу и реализуемую.
    У. – Можно ли сейчас сделать вывод по первому вопросу?
    Дети возвращаются к целям урока. Сравнивая первоначальный текст и структуру письма делают вывод.

    5.Закрепляют теоретические знания
    У. – Прочитайте вторую задачу.
    У. - Готовы ли вы составить свое письмо?
    У. – Кому бы вы хотели его адресовать?
    У. - Если вам понадобится помощь, куда можно обратиться?
    У. - Подумайте, где и какие могут быть затруднения?
    Учитель обговаривает с детьми следующие моменты: что можно написать; о чем сообщить или спросить. Можно договориться об объеме содержания основной части: например, 3-5 предложений. Кроме этого, учитель предлагает воспользоваться подсказками вариантов приветствий, которые лежат в конвертах.

    6. Самостоятельная работа.
    7. Оценка выполненной работы.
    У. – Кто желает прочитать письмо?
    У.- Что можно оценить?
    У. - Оцените значком «+», если у вас соблюдена структура письма.
    - Чтобы мы все смогли увидеть на сколько удачно прошла работа, я предлагаю это показать с помощью разноцветных листочков, которые заготовлены в конвертах.
    - Возьмите в руки зеленый листочек те, кто считает, что письмо получилось. Желтый – кто считает, что менее успешно. Красный – кто еще сомневается.
    Листочки приклеиваются на большой конверт (вариант: можно на «дерево»). Учитель проводит итог по самооценке учащихся.
    8. Итог урока.
    У. – Как вы считаете, справились ли мы с задачами урока?
    У. - Что нового для себя узнали?
    У. - Какие вопросы вы бы хотели еще рассмотреть, уточнить?
    У.- Пригодится ли это умение в вашей жизни?

    Урок русского языка в 3 классе.

    [size=12]Тема: Глаголы неопределенной формы.

    Цели:
    обучающая: познакомить с новой формой глагола; научить выделять ее среди других глаголов;
    развивающая: формировать умение ставить цели, планировать действия, контролируя и оценивая каждый этап.
    воспитательная: способствовать развитию умения добывать знания.

    Оборудование: карточки с опорным материалом по теме «Глагол», карточки с изображением различной мимики лица; карточки со словами: узнаем, можем научиться.

    Ход урока:
    1. Организационный момент. Мотивационный настрой.
    У.- Доброе утро!
    У.- Напомните, какое сегодня число? Месяц?
    У.- Какое время года?
    У.- Какие слова и фразы вспоминаются, когда говорим слово «весна» (оттепель, тепло, ручьи, капель, …)?
    У. - А какое настроение у вас? Просигнальте с помощью карточек.

    - Надеюсь, что плохое настроение изменится в конце урока.

    2. Актуализация знаний.
    У.- О какой части речи вы говорили на последних уроках? (о глаголе)
    -Что вы уже могли бы рассказать о нем? Вам помогут опорные карточки с материалом о глаголе.
    У. - Сможете ли вы теперь применять на практике эти знания?
    У - Попробуем это доказать и поработать с парами глаголов:

    бежит полить не журчали
    бежать польют не журчать

    У. – С какой проблемой столкнулись в ходе этой работы?
    В глаголах бежать, журчать, полить учащиеся затрудняются определить число, время.
    3. Определение цели урока.
    Дети пытаются их формулировать в виде вопросов, а учитель открывает уже заготовленные записи:

    Узнаем …
    1. Как называются эти глаголы и почему?

    можем научиться …

    2. Как их различать среди других глаголов?
    4. Поиск решения:
    У. – Попробуем порассуждать над первым вопросом.
    - В чем особенность этих глаголов?
    - Какое название может появиться для этих глаголов?
    Учащиеся предлагают варианты.
    У. – Где можно найти подсказку?
    На страницах учебника учащиеся находят и сопоставляют свои ответы с определением понятия «неопределенная форма глагола» в учебнике.
    У. – Ответили мы на первый вопрос? Так почему именно это название получили глаголы? Кто еще не разобрался?
    У. – Можно ли приступать к решению второго вопроса? Напомните, как он звучит.
    - Что можете вы предложить? Как начать работу? Что нам может помочь?
    Ребята напоминают, что у глаголов можно определить число, время. Можно обратиться к вопросу. Можно поработать с учебником и выяснить по заданиям …
    Работа с учебником. Упражнение № 368.
    Планирование действий.
    У. – Ребята, самостоятельно прочитайте задание.
    - Попробуем разобраться, все ли части задания помогут нам ответить на вопрос.
    - Прочитайте каждое предложение задания.
    - Прокомментируйте, может ли эта часть задания помочь и чем?
    - Если может, подчеркиваем карандашом в учебнике.
    - Таким образом, мы определили план наших действий в выполнении задания.
    Учащиеся выполняют работу, помогая друг другу в паре. Для работы предлагается один абзац.
    У. – Кто желает попробовать свои силы, работая у доски?
    Трое учащихся выполняют работу у доски.
    У. – Попробуем проверить, как получилась работа. Подчеркните глаголы, у которых не смогли определить число и время.
    - Что еще в этих глаголах заметили интересного, общего?
    Ребята обобщают, что эти глаголы отвечают на вопрос «что делать?».
    У. – Какой вывод можно сделать?
    Вывод формулируют дети: Глаголы неопределенной формы отвечают на вопрос что делать?
    У. – Сумели ли мы найти ответ на вопросы? По каким признакам можно определить этот вид глагола?
    - Предлагаю посмотреть в учебнике, насколько верно мы решали проблему? Читаем вслух по одному предложению.
    - Проверьте, так ли звучит в правилах?
    5. Первичное закрепление.
    У. – Готовы ли вы выполнить упражнение? Сможете вы теперь распознать глаголы неопределенной формы среди других глаголов? Какие «помощники» вас могут сопровождать при выполнении письменного задания?
    Самостоятельная работа. Выборочное письмо. Дети записывают только глаголы неопределенной формы: дуть, зацветут, пошел, растаять, заплакать, зазеленеют, сиять.
    У. – У кого есть желание проверить свою работу? Прочитайте и объясните.
    6. Итог урока. Рефлексия.
    У. – На какие вопросы пытались ответить?
    - Сумели ли ответить? Какие новые знания приобрели?
    Учитель вместе с учащимися возвращается к вопросам-целям.
    - Как бы вы оценили себя на уроке. Предлагаю изобразить значками (на доске образец)
    !(кр.цв.) - умею различать глаголы неопределенной формы
    !(зел.цв.) - умею, но сомневаюсь
    ! ( син.цв.) - еще трудно

    - Можете ли изобразить свое настроение? Какое оно у вас сейчас?
    Дети выбирают «нарисованное лицо» и показывают. Комментируют, как изменилось их настроение и почему.

    Урок русского языка в 3 классе.

    Тема: Разбор местоимения как часть речи.

    Цели:
    обучающие - наблюдение над изменением местоимений в речи, определение способов морфологического разбора части речи- местоимения;
    развивающие - формирование навыков контроля и оценки своей деятельности и способов, помогающих преодолеть свою некомпетентность.
    воспитательные - развивать уважительное отношение к ответам товарищей.

    Ход урока:
    1. Оранизационный момент.
    2. Актуализация знаний.
    Учитель - Сегодня урок русского языка я начну с чтения интересного жанра устного народного творчества:
    За трактором по полю ходит она,
    Отборного ей насыпают зерна.
    А где длинный след чуть заметно ложится,
    Там буйно потом урожай колосится.
    (Н. Костарев)
    - Вы узнали что это за жанр? Почему вы так решили?
    Дети:
    - Это загадка (доказывают). А отгадка – сеялка.
    У.- Как вы думаете, какие задания можно предложить на уроке русского языка?
    Дети перечисляют задания.
    Создание ситуации выбора для учащихся . Оценка своих возможностей.
    У. - Из перечисленных заданий, я предлагаю поработать с орфограммами в следующей форме. Тот кто затрудняется при письме могут выбрать прием «письмо с дырочками сомнениями», а тот кто чувствует себя сильней, то по ходу могут сразу подчеркивать орфограммы.
    Учитель диктует загадку. Дети записывают в тетради.
    У. – Были ли трудности при письме? Какие?
    - Ребята, как мы можем проверить работу, разрешить наши сомнения?
    Дети предлагают виды проверок: проверить в паре, прокомментировать вслух, прочитать орфографически.
    Выработка и обсуждение критериев работы.
    - Что можно оценить в выполненной работе?
    Учитель совместно с детьми предлагают критерии оценивания данной работы:
    - аккуратность письма;
    - умение правильно определять орфограмму;
    - безошибочное письмо;
    - «слова-сомнения» я определял верно.
    У. - Откройте учебник. Проверьте свою работу. Оцените себя на «линеечке» по любому критерию.
    Рефлексия по итогам выполненного задания.
    У. - В чем испытывали затруднения? Какие ошибки встречались чаще?
    - Что оценивали по итогу? На что надо обратить внимание в будущем?

    3. Определение совместной цели деятельности.
    У. - Мы продолжим работу по этому тексту, может он поможет нам открыть для нас еще что-то новое? Для следующей работы мы с вами возьмем только первое предложение.

    4. «Открытие» новых знаний.
    - По предложенной характеристике разбора попробуйте найти соответствующую часть речи.
    Учитель предлагает следующую схему: _________ - неодуш., муж.род, ед.ч.
    Дети находят часть речи – за трактором.
    У. - Расскажите, как определили.
    - Как можно проверить, правильно ли вы отвечали ? С чем можно соотнести предложенную схему?
    Учащиеся предлагают в учебнике открыть страницу, где указывается порядок разбора имени существительного.
    У. - Что еще нового узнали об имени существительном?
    Д. - Существительное можно заменить местоимением.
    У. - Для чего? Можно ли это доказать в нашем тексте?
    Учащиеся доказывают.
    - Да, потому что отгадка – это сеялка. А в тексте существительное сеялка заменено местоимением ОНА, ЕЙ.
    У. - Как это можно проверить?
    Ребята предлагают способы проверки
    - Можно подставить вместо местоимения существительное – сеялка.
    У. - Попробуйте в паре исследовать, что получится?
    Дети работают в паре. Лингвистический эксперимент.

    За трактором по полю ходит сеялка (она),
    Отборного сеялке (ей) насыпают зерна.

    (Возможно создание проблемной ситуации. Ребята могут прийти к разным мнениям, а именно: упустить местоимение ЕЙ. Учитель наводящими вопросами подводит к этому местоимению через наблюдение.)
    У. - Как проверить, кто прав?
    Д.- Поставить вопрос: -Кому насыпают зерна? Ей – сеялке.
    У.- Какой вывод можно сделать о словах ОНА – ЕЙ?
    Д.- Местоимение ОНА может изменяться в тексте на форму ЕЙ.
    Учитель обобщает ответы детей.
    - Оказывается в русском языке не только существительные изменяются, но и изменяются местоимения. А раз изменяются, могут ли местоимения иметь начальную форму?
    Дети объясняют, что местоимение ОНА – это и есть начальная форма.
    Рефлексия по содержанию.
    - Которое из местоимений было трудно найти в тексте? Почему?
    У. – Пронаблюдайте, как другие местоимения могут изменяться и как они должны звучать в начальной форме.
    Дети работают в паре, выполняя упражнение из учебника (упр. 295 стр. 58)
    Проверка проводится с помощью комментирования.
    У. - Расскажите, что нового вы узнали о местоимении?
    Д. - Местоимение имеет начальную форму. Может изменятся, принимая другую форму. Местоимения могут употребляться с предлогами. Местоимения с предлогами пишутся отдельно.
    У. - Раз существительное можно заменить местоимением, то попробуйте разобрать местоимение по той же схеме, что и существительное. Выберите любое местоимение из упражнения 295.
    Создание проблемной ситуации.
    У. - Почему вы не смогли воспользоваться алгоритмом разбора имени существительного для местоимения?
    Учитель заслушивает высказывания детей и их аргументацию. Совместно с детьми приходят к выводу, что в разборе местоимений требуются изменения и дополнения.
    Работа в группе.
    У. - Попробуйте составить свой алгоритм по разбору местоимений?
    Представление своих работ.
    У. - Какое требование должно быть к

    Источник: https://sites.google.com/site/universalnyeucebnyedejstvia/ https://sites.google

    Категория: Русский язык и литература | Добавил: arfenia-sarkissian (12.10.2010) | Автор: Титенкова Анна Юрьевна
    Просмотров: 4425 | Теги: методика преподавания в начальной ш | Рейтинг: 5.0/1 |
    Форма входа
    Поиск по сайту
    Наши контакты

    Адрес:
    168220, Республика Коми,
    Сыктывдинский район,
    с. Выльгорт, Школьный пер. 4
    График работы:
    ПН-СБ: 8:00-20:00
    Телефон: 8 (82130) 7-13-58
    e-mail: vsoh1@rambler.ru

    Группа VK: vk.com/vsoh_1

    ЕГЭ
    Первоклассники
    Добро пожаловать!
    Образование РК
    Нобелевская премия
    Праздники
    Праздники России

    Copyright vsoh1 © 2022
    Сайт управляется системой uCoz