Этапы урока Содержание Орг. момент - Здравствуйте, ребята. Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки, с согласного – мальчики. - Тетрадь. Молодцы! - Очки. Умницы! Повторение - Какое сейчас время года? (осень) - Листочки опали с деревьев и упали на нашу доску и закрыли буквы. Как вы думаете, какие буквы под ними спрятались? (г, п, т, р, о, ы, и, а) Постановка темы и цели урока. - А это что за буква такая рядом с осенним листочком? Мы ее знаем? (нет) - Значит какая будет наша цель на уроке? (познакомиться с новой буквой) - Назовите тему урока. (строчная буква н) Открытие нового знания - Отгадайте загадку. На пяти проводах Отдыхает стая птах. (ноты) - Составим схему слова "нота" на стр. 52. - Определим, сколько в слове гласных, произнесем слово. (2 гласных звука) - Произнесите первый звук, с которого начинается слово. ([н]). - Дайте его характеристику. (звук [н] - согласный) - Докажите, что это согласный. (при произношении во рту встречается преграда). - Что можно определить у согласного звука? (мягкий или твердый, звонкий или глухой). - Проговорим еще раз это слово. - Назовите первый звук. ( звук [н] - твердый.) - Назовите второе слово на картинке. (пони). - Назовите 3 звук в слове. ([н’]). - Какой это звук? (согласный, мягкий) - Сделайте вывод, какая же новая буква н? (буква н обозначает 2 звука: твердый согласный [н] и мягкий согласный [н']). - Какие башмачки нарисуем звуковичку? (зеленый и синий) - Это звонкие или глухие согасные? - Проверим, закройте ушки. (звонкие) - Значит какую нарисуем шляпку? (шляпку-колокольчик). - Потренируемся различать звуки [н] и [н']. Приготовьте 2 кружочка: синий и зеленый. Я буду называть слова, а вы если услышите в слове звук [н] поднимите какой кружочек? (синий). - А если услышите звук [н']? (поднимем зеленый кружочек). - Нитки, наряд, нация, нервы, нос, полено, карандаш, пряник, карамель (ловушка), конь, звон, день. - Посмотрите на букву. Из каких элементов состоит печатная строчная буква н? (из палочек) - На что похожа буква? (висячий гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол) - А еще буква похожа на..., а вы послушайте и скажите, на что она еще похожа. Буква "эН", тебя я знаю. Буква крепкая, стальная. У тебя огромный рост И не буква ты, а мост. По тебе бегут машины, Под тобой бежит река С пароходами большими. Над тобою - облака. (мост) Физминутка Чтение слогов - Посмотрите на столбики слогов. Что будем сейчас делать? (учиться читать слова с новой буквой) - Прочитайте шепотом 1 столбик слов. - Прочитаем хором. (по, то, ро, но) - В каких словах есть эти слоги? - Прочитайте 2 столбик шепотом. (па, та, ра, на) - Прочитаем их хором. - Я буду произносить слова, если вы услышите в слове знакомый слог из 2 столбика, то хлопните. Будьте внимательны. Никита, ротик, собака, Наташа, бараны, сосна, лупа, нота, радость, дорога. - Прочитайте 3 и 4 столбики слогов шепотом. - Назовите слоги с глухими согласными звуками. (пы, ты, пи, ти) - А теперь прочитайте слоги с звонкими согласными звукам. (ры, ны, ри, ни). - Прочитайте последний столбик слогов шепотом. (они, опи, ори, оти) - Назовите слог с буквой н. (они) - Назовите слог с буквой п. (опи)
Чтение слов - Прочитайте слова правого столбика. (гони, пни, гни) - Что значит гони? (гнать, погонять лошадь) - Что значит пни? (пинать) - Что значит гни? (согнуть) - Когда так можно сказать? (когда обращаешься) - Составьте предложение с этими словами. - Кого видите на картинке внизу? (трех девочек) - Прочитайте их имена. (Ирина, Инга, Инна.) - Почему слова написаны с большой буквы? - Как ласково можно назвать девочек? - Какие знаки встречаются в предложении? (запятые, тире, точка) - Имена девочек перечисляются, поэтому ставится знак - запятая. Тире показывает, что при чтении в этом месте надо сделать паузу. - Прочитаем предложение вместе, передавая знаки интонацией. (Ирина, Инга, Инна – девочки). - Где встречается звук [н] в словах: в начале, середине или конце слов? (в середине) Физминутка Чтение текста Работа с текстом до чтения. -Вы читали произведение С.Я. Маршака? (сказка "12 месяцев", стихи "Детки в клетке") - Сегодня мы отправимся вместе с поэтом в цирк. - Мы будем читать стих-е или рассказ? (стих-е) - Предположите, о чем и о ком будет стих-е? - Кто может быть артистом цирка? - Кто изображен на рисунках? (тюлень, пингвин) - Что они умеют делать? (мячик держать и дирижировать) Работа с текстом во время чтения. - Давайте узнаем, что о них пишет автор. Прочитайте шепотом. Чтение стихотворения учителем и сопровождение картинками героев, которые выставляются по кругу в виде арены. Работа с текстом после чтения. - Кто такие жонглеры? (они жонглируют предметами: кольцами, мячиками. т.е. подкидывают в воздух) - Кто такое акробаты? - Кто такие канатоходцы? - Может ли слон быть канатоходцем? - А как этот номер в цирке мог бы быть поставлен? - Кого называют атлетами. - Какой номер они показывают? - Как это летающие кони? - Что такое литавры и тарелки? (ударные муз. инструменты) - Что играющие звери изображают? (Оркестр). - А кто в этом оркестре пингвин? (Дирижер, т.е. музыкант, управляющий оркестром) - Как он одет? - Кто помогает пингвину? (еноты) - Как? (перелистывают ноты) - Какие номера цирковой программы увидели школьники Москвы? - Перечислите зверей-артистов. - Как вы думаете, легко ли с животными подготовить цирковой номер? - Как называют таких людей, которые готовят животных для выступления? (дрессировщики) - И все это вместе называется как? (цирк) Итог урока - Мы сегодня для себя сделали открытие? (да) - Какое? (познакомились с буквой н). - Представьте, что к вам подойдет маленький мальчик и спросит, а что это за буква, что вы ему расскажите о ней? (буква н - согласная, звонкая, обозначает 2 звука, мягкий [н'] и твердый [н]. Состоит из трех палочек, похожа на мост, гамак. Читается "эн"). - Что запомнилось на уроке? (цирк) - Кому захотелось побывать в цирке? - А кем из цирковых артистов вам хотелось стать? Дома Дома по желанию подготовить выразительно чтение стих-я С. Маршака "Цирк".