Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.12.2021, 12:18
      

Меню сайта
Категории раздела
Английский и немецкий языки [15]
Блок уроков по теме: It’s all in the mind. Урок 4. Дебаты на тему
Информатика [0]
Математика [15]
В помощь педагогу-организатору [24]
Игры, конкурсы, викторины
Классному руководителю [59]
История и правоведение [1]
Русский язык и литература [6]
Физика [0]
Химия [0]
Музыка [1]
Биология [1]
Сайты учителей
  • Сайт Беляковой О.Ю.
  • Сайт Иевлевой И.В.
  • Сайт Святской И.В.
  • Блог Блох Т.И.
  • Сайт Млечко Т.И.
  • Сайт Мальцевой Л.М.
  • Сайт Сандюк Е.Л.
  • Сайт Сокирка Е.А.
  • Сайт Юранёвой Л.Г.
  • Сайт Быковой Е.П.
  • Сайт Каньшиной Г.Л.
  • Сайт Оплесниной В.А.
  • Сайт Титенковой А.Ю.
  • Сайт Хабаровой Ю.В.
  • Сайт Афанасьевой Т.А.
  • Сайт учителей физкультуры
  • Сайт школьной библиотеки
  • Колледжи России
    Вузы России


    Методкопилка
    Расписание уроков
    Наш фотоальбом
    Твоя профессия
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 1076
    Погода
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    В помощь учителю

    Главная » Статьи » Педагогическая копилка » Классному руководителю

    «Введение в курс этической грамматики в начальном звене»
    Проект
    «Введение в курс этической грамматики
    в начальном звене»
    Введение

    Одной из форм общественного сознания является моральное сознание, являющееся, как и другие его формы (политическое, правовое, эстетическое и др.), отражением социального бытия людей. Моральное сознание фиксирует в себе исторически изменяющиеся и развивающиеся моральные отношения. Оно выражает свое положительное или отрицательное отношение к общественным явлениям и поступкам людей, осуждает или одобряет их. Моральное сознание способно направлять поступки людей постольку, поскольку предусматривается возможность выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, честностью и нечестностью. Этот выбор человек должен совершить не в силу неизбежной необходимости, а по собственному осознанию и признанию этой необходимости. Такое признание – оценочное отношение к явлениям окружающей жизни, деятельности, поступкам и действиям человека составляет важную особенность морального сознания.
    Индивидуальное моральное сознание формируется под влиянием двух факторов: общественного бытия и общественного сознания, которое включает в себя моральное сознание общества, актуальные нравственные требования и нравственный опыт человека. Моральное сознание вызывает в мышлении человека напряженный поиск того поступка, который должен соответствовать определенной норме нравственности. Через систему норм, оценок, идеалов, мораль регулирует поступки и действия людей, выполняя роль своеобразного компаса поведения; позволяющего правильно ориентироваться в окружающей жизни.
    Информацию о моральных нормах, требованиях идеалах общества ребенок получает не только в школе. Сведения об окружающем мире, общественных явлениях он черпает в процессе участия в разнообразных видах деятельности, общении со своими сверстниками и взрослыми, из радио- и телепередач, самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения младшему школьнику легче под руководством учителя на специальных занятиях, которые необходимы потому, что для нравственного развития человека важна не просто стихийная информация, а осознанная, т.е. знания.
    Наш педагогический опыт показывает, что этические беседы, мероприятия учителя чаще проводят в связи с нарушениями детьми нравственных норм, а не в определенной системе. Далеко не всегда соблюдается принцип научной обоснованности, доступности вводимый в беседу нравственных понятий. В раскрытии норм нравственности учитель порою ограничивается общими фразами, переходящими в нравоучения. Не учитываются интересы самого ребенка, который не остается безопасным к явлениям окружающей жизни и пытается разобраться в них.
    Методическим объединением учителей нашей школы были тщательно изучены все эти вопросы, которые неоднократно подымались и на классных часах, и на родительских собраниях. За основу формирования своей системы этического и нравственного воспитания мы взяли программу автора Шемшуриной «Этическая грамматика» и материал учебного пособия «Азбука нравственного воспитания» автор И.А. Канрова и О.С. Богдановой. Переработав материалы, мы создали свою программу, направленную на воспитание этики и норм морали младшего школьника. Основной принцип построения программы – спиралевидное раскручивание тем от класса к классу, углубляясь в тематику изучаемого материала. Основными темами или направлениями выбраны те, которые близки детям, соответствуют их возрасту, психологическим особенностям.
    Для каждого класса обозначены заголовки тем, но учитель имеет право дать свое название проблеме, расширить или сузить рассматриваемые жизненные ситуации. Каждое занятие – это не просто лекция, это умело организованный диалог, обязательно – фрагменты дискуссии или созданная при непосредственном участии детей деловая или ролевая игра.
    Кроме того, основываясь на темах Этической грамматики мы, продол-жая совместно теперь уже с родителями, учиться тому, как правильно учить воспитывать в детях правила и нормы взаимоотношения в социуме. (Ведь порой сами родители бывают в затруднении, как объяснить ребенку его правоту или неправоту поступков, действий). Поэтому часто темами родительских собраний бывают либо темы обсуждаемые с детьми на занятиях «Этической грамматике», либо темы, которые готовят родителей к оказанию помощи детям в различных жизненных ситуациях.

    Паспорт проекта

    Цель: создание системы духовно-правового воспитания учащихся на-чального звена

    Задачи:
     разработать и реализовать программу духовно-правового воспитания на основе программы «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной через систему классных часов.
     организовать сетевое взаимодействие в нравственном воспитании младших школьников через работу с родителями, с общественностью, органами школьного самоуправления
     осуществлять входной промежуточный и итоговый контроль сформированный из личностных качеств обучающихся.

    Объекты: Учащиеся 1 – 4 классов

    Предмет: личностные качества обучающихся

    Сроки реализации: 2008 – 2012 гг.

    Этапы реализации:
    1. Подготовительный (2008 – 1 полугодие)
    Основная задача – подготовка программы «Введение в курс этической грамматики»
    Ожидаемый результат этапа: программа курса «Этическая грамматика для 1 – 4 классов»
    2. Основной (2008 – 2012)
    Задача этапа – реализация программы курса через классные часы, взаимодействия с родителями и общественностью, общешкольные мероприятия
    Ожидаемый результат этапа: приращение личностных качеств учащихся.
    Измерители: анкеты, наблюдения.
    3. Заключительный (2 полугодие 2012 год)
    Задача этапа – анализ реализации программы.
    Ожидаемый результат: выявление проблемных зон духовно-правовом воспитании младших школьников.
    Направления деятельности:
     проведение классных часов
     работа с родителями
     работа с общественностью
     участие в общешкольных и классных мероприятиях

    Содержание проекта

    1. Направление – проведение классных часов.
     Разработка и обсуждение на школьном методическом объединении учителей начальных классов программа курса «Введение в этическую грамматику» по классам. Тематика классных часов для учащихся 1 – 4 классов
    2. Направление – участие в классных общешкольных мероприятиях
     проведение классных мероприятий
     участие в общешкольных мероприятиях
     индивидуальная работа с учащимися
    3. Направление – сетевые взаимодействия в организации духовно-правового воспитания школьников
     проведение совместных мероприятий с родителями
     индивидуальная работа с родителями
     взаимодействия с организациями и ведомствами поселения по формированию нрав. качеств. личности
    4. Аналитическая деятельность
     входной контроль
     промежуточный контроль
     итоговый анализ
     обобщение опыта и распространение в муниципалитете и в ре-гионе.

    Формы реализации содержания

    • Классные часы
    • Родительские собрания
    • Разработка и реализация проектов по внеурочной деятельности
    • Собеседования с учащимися и родителями
    • Участие в общешкольных мероприятиях
    • Подготовка органами классных самоуправлений, классных и общешкольных мероприятий
    • Экскурсии
    • Праздники, фестивали
    • Исследовательская работа
    • Разработка и пополнение портфолио учащихся и класса
    • участие в общешкольных мероприятиях «Класс года», «Семья года»

    Описание работы над проектом

    Прежде, чем реализовать проект, он прошел экспертизу на школьном методическом объединении учителей начальных классов.
    Подготовительный этап включал в себя утверждение тематики классных часов, подготовку рекомендаций для учителей, самообразование учителя. Кроме того, была проведена входная диагностика в каждом классе. В качестве измерителя мы использовали анкеты автора Шемшуриной А.И. «Диагностика правовой воспитанности». Диагностика показала, что уже с 1 класса у детей имеются проблемы в нравственной мотивации, этике поведения, в отношении к жизненным ценностям.
    На втором этапе каждый учитель, взяв за основу предложенную тематику с учетом своих возможностей, условий, результатов диагностики, разработал и апробировал систему классных часов и продумал организацию внеурочных мероприятий на принципах сетевого взаимодействия. Завучем и руководителем методического объединения подобрана соответствующая литература, методические рекомендации для учителей.
    Ежегодно на методическом объединении начального звена проводится перекличка того, как реализуется программа по этической грамматике, какие возникали проблемы, каковы результаты работы классного руководителя за год.
    Учителя обобщают и распространяют опыт на методическом объединении начальных классов и всем педагогическим коллективом. Прошли открытые мероприятия для учителей, родителей. Своеобразной формой работы стали акции, проводимые учащимися начального звена для воспитанников детских садов.
    Работа будет продолжаться. Окончательные итоги намечено подвести в 2012 году.

    Темы этической грамматики для учащихся начальных классов

    I класс
    1) «Ежели вы вежливы»
    2) «В гостях у Мойдодыра»
    3) «Волшебник слова»
    4) «Это я» (узнай себя)
    5) Правила этикета (этикет за столом)
    6) Правила этикета (этикет в транспорте)
    7) Умей общаться
    8) «Малая родина» (мой дом)
    9) Общение в семье (старшее поколение)

    II класс
    1) Правила этикета (разговор по телефону)
    2) Этикет общения (когда идешь по улице)
    3) «Самолюб никому не люб»
    4) «Родное село» (улицы и местечки родного села)
    5) «О лени и лентяях»
    6) «О жадности и жадных»
    7) «От улыбки каждый день светлей»
    8) «Мой класс - мои друзья»
    9) «Подарок коллективу»

    III класс
    1) «Спор, но не ссора»
    2) «Родное село» (местечки-деревни нашего села, достопримечательно-сти)
    3) Ты идешь в гости
    4) «Лучшее слово о дружбе»
    5) Учись любить труд
    а) «Хлеб всему голова»
    б) Поручения дома
    6) «Этикет в театре, кино, музее»
    7) Подарок коллективу

    IV класс
    1) Нам счастья не сулит обида чья-то
    2) Наш Сыктывдин
    3) О дружбе
    4) Самовоспитание трудовых качеств
    Ь) Еще раз о хлебе
    6) Как дарить подарок
    7) Этикет в кафе
    8) Маленькое дело лучше большого безделья
    9) Люби все живое
    10) «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»
    11) Искусство делать подарки.

    Диагностика нравственной воспитанности.

    Этическая грамматика
    3 класс
    Тема «Тепло родного дома»

    Дети входят в класс под музыку «Вместе весело шагать...»
     О чем песня, под которую вы зашли в класс?
     Куда мы с вами путешествовали в прошлый раз?
     Почему у нас появились новые друзья? Родилась дружба, почему?
     На прошлом занятии мы с вами решили сделать что-нибудь приятное для своих новых друзей.
    Пусть же девизом нашего сегодняшнего урока, а так же и в дальнейшей жизни будут слова: «Понять и исполнить желанье другого одно удовольствие, честное слово» (Эти слова принес нас Дед Этикет).
    Итак, мы решили пригласить друзей в гости к себе домой. Гость в дом – радость в нем.
     Давайте подумаем, а какой должен быть наш дом?
    - уютным
    - добрым
    - приветливым
    Постараемся, чтобы у нас это получилось.
     Как можно пригласить друзей? (версии детей)
    а) разговор по телефону
    б) встреча на улице
    Инсценируем
     Ну вот и настал день приема гостей
    Кто попробует изобразить, как он будет встречать гостей.
    Вывод: Это должно происходить очень дружелюбно, с удовольствием.
     Мы с вами готовились заранее и думали, куда именно мы сразу проведем гостя.
    Картинная галерея (рисунки детей о любимом уголке).
    Расскажите, почему именно сюда вы пригласите гостя.
    Используйте слова:
    - уютно
    - тепло
    - спокойно
    - весело
     Неожиданно появляется мама или другие члены вашей семьи. Как вы себя поведете? Какой может быть реакция родителей на вашего друга? Надо его суметь представить.
    (Пробуют дети, объясняю я)
     Конечно же вы будете с другом играть. Расскажите о своих любимых играх. Почему вы выбрали именно эту игру.
     Посмотрите небольшую инсценировку об одном приеме гостей. Оце-ните её.
    («Просто приходил Серёжка, поиграли мы немножко...»)
     Мама приглашает вас с другом попить чаю. Расскажите и покажите правила поведения за столом
    Инсценировка «За столом»
     Вот и день пролетел
    Какими мы с вами были хозяевами?
    Читаем и объясняем значение:
    - предупредительные
    - щедрые
    - воспитанные
    - тактичные
    - бескорыстные
    - воспитанные
     Хорошо ли было другу в вашем доме? Было ли ему тепло у вас?
     Что же значит выражение тепло родного дома? От чего оно зависит?
     И на последок заглянем на нашу волшебную поляну.
    Давайте прочитаем, что же за слова – цветы мы хотели подарить своим друзьям?
    Какие все эти слова? (добрые, вежливые)

    Появляется карточка со словами «Молодцы»
    (Оцениваю)

    Тема «Как поддержать интерес ребенка к учебе.
    Способы поощрения и методы наказания»

    Наши дети проучились уже почти год. Это был самый трудный для них год: обстановка – новая, новый коллектив, иной режим, вся жизнь координально изменилась.
    Для вас, я думаю, во многом тоже. Чьи надежды и ожидания на успеш-ность ребенка в школе оправдались, а кто-то разочаровался.
    Уже на сегодняшний момент для меня сложилась определенная картина: кто из детей и на сколько способен выполнять разнообразные по сложности задания, кому легко, а кому сложно дается учеба.
    Но это вовсе не означает, что каждый ребенок получил свое «клеймо». Изменяется все. Возможны изменения и в ваших детях. Кто-то сумеет и дальше показывать ровные крепкие знания, у кого-то будет прорыв от среднего ученика к лучшему, а может случиться и наоборот. Факторов, способствующих этому множество и один из них это поощрения и наказания.
    В связи с этим уместно вспомнить нас взрослых. Если нас похвалил начальник, нас отмечают премиями, грамотами и др. в коллективе – нас это окрыляет, мы готовы свернуть горы. А если нас отчитают за опоздания, неверное и неточное выполнение. Мы «как говорится» не на хорошем счету... Руки опускаются и возникает мысль и не уйти ли в другое место и др.
    Жизнь детей в школе это та же работа со своими правилами. Хотя есть значительная разница. Вы, взрослые, вольны сами выбирать где и как работать и за это иметь либо все, либо ничего. А ученик имеет обязанность получить образование, все равно в какой школе. Конечно же желательно успешно пройти все трудности. И что же ему может в этом помочь и что может помочь пресечь плохое отношение к учебе? Да, вы правы. Какие-то поощрения и наказания.
    Во внеклассное время мы с детьми читаем сказки, рассказы, обсуждаем их.
    Однажды я им прочитала рассказ Сергея Баруздина «Как Алёше учиться надоело» (с. 178 из кл. «Читалочка»). Этим рассказом я бы хотела вам объяснить, что на каждом уроке мы с детьми пытаемся ответить на вопрос: «А зачем мне нужны эти или иные знания, где я смогу их применить». Конечно на уровне начальной школы дети пытаются объяснить, но не все им до конца понятно.
    Значит есть еще очень важный мотив. «Я учусь для мамы, папы... Я учусь, чтобы меня похвалили, поощрили. Но если у меня будут трудности мне помогут родители, учитель. А если я буду лениться, плохо относиться к друзьям..., к учебе... за это мне... что будет?» (детский практицизм).
    Я предлагаю нам с вами разбиться на группы для обсуждения некоторых мотивов, т.е. у нас с вами будет деловая игра, которая поможет где-то вам пересмотреть свои взгляды или утвердиться в том, как вы поступаете.
    а) Разбиение на команды по 3 – 4 человека (цветовая гамма)
     желтенькие зайчики играют на стене. Поманю их пальчиком, пусть идут ко мне.
     Все озёра – зеркала из зелёного стекла.
     Купили Мурке-кошке красные сапожки
     На сучках висят шары, посинели от жары.
     Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел.
    б) каждой команде предлагается ситуация. В группе ее обсуждают вырабатывают общее мнение, выступают + отвечают на вопросы.

    Поощрения
    1. Т.к. отметок в 1 классе нет, дети получают за работу следующие оценки: картинки, слова-поощрения – молодец. хорошо, умница, старался...
    – как дома реагируют на это родители?
    2. При беседах дома, ребенок рассказывает, что его вызывали для похвалы к доске, он много отвечал, узнал много того чего не знал раньше.
    Как поддержать его желание и дальше.
    3. Ваш ребенок получил контрольный лист, где напротив всех заданий «+», а в конце оценка. «Молодец» - Реакция
    4. В конце четверти в дневниках у каждого ребенка вклеивается лист – результатов работ. Как оценивается работа.
    5. Год оканчивается, чем вы хотите поощрить детей.

    Наказания:
    1. В тетради появляется записи «Нет Д/з»
    2. В тетради запись учителя: Небрежно, не старался, грязно...
    3. Регулярны записи о плохом поведении
    4. Ребенок не приносит положительных оценок
    5. Четверть, год – показал, что ребенок учился не в полную силу, ленился.

    Итог:
    Набор воспитательных инструментов у родителей велик.
    1) Словесные методы (они держаться на вашем авторитете, умение держать слово, анализировать действия детей)
    2) Материальные (но не злоупотреблять ими)
    3) Физические (крайняя мера)

    Родительское собрание (4 класс) – конец 2 четверти

    Тема для беседы: «Речь повседневная. Умеем ли мы говорить?»
    Всегда ли вам понятны слова, фразы, которыми общаются наши дети?
    Доска: базар, бабки, хавать, лист... (объясните смысл данных слов)
    Откуда пришли эти слова?
    Оказывается, большинство сленговых слов появилось у нас из мест за-ключения. Там они использовались для того, чтобы скрыть смысл того, что хотелось сказать. Чтобы поняли лишь те, кому это надо.
    Однако, теперь эти слова, фразы льются на нас потоком с экранов видео, компьютерных игр, кино.
    И в этом же помогаем мы взрослые, т.к. сами используем эти слова. А дети, как губка, все это впитывают, повторяют.
    В последнее время и в нашем классе часто слышны эти сленговые фра-зы. Причем дети, не стесняясь, обращаются и к своим сверстникам, и к своим взрослым товарищам, и к родителям.
    Озвучим некоторые такие фразы:
    Ученик учителю: «Когда хвать пойдем?»
    Ученик ученику: «Я не шавка за тобой убирать в столовой»
    «Бабки верните»
    «Ты ответишь за базар»
    «Да он козел»
    «Мы назначаем вам стрелку»
    «Мама мне дала денег только лист»
    (Прочитать и перевести)
    Хочу спросить, как вы реагируете на эти фразы? Как я в школе? («Не поняла, скажи нормальным языком»)
    Сейчас мы констатировали факт.
    Как вы думаете, можно ли с этим бороться? И как? (предложения)
    • обращать внимание на свою речь
    • читать литературу
    • делать замечания, обращать внимание
    Еще одна проблема: обращения по прозвищам!
    Совсем недавно мы познакомились с детьми с Декларацией прав ребенка, где об этом говорили и теперь они знают свои права, предъявляют их, но, как обычно, забывают об обязанностях.
    Это обязательно должно стать в ближайшее время предметом общего разговора в семье.

    Реализация проекта
    «Год коми языка в Республике Коми»
    Пояснительная записка

    В начальном звене курс изучения коми языка рассчитан с 1 по 4 класс. Учебники, использование на уроке наглядных пособий, мастерство учителей – всё казалось бы должно способствовать достижению желаемого результата: формирование интереса, изучение традиции истории родного края, его языка, культурологических и языковых компетентностей.
    Однако, в силу различных обстоятельств, в том числе и слабой поддержке родителей, уроки коми языка не имеют желаемых результатов и зачастую в опросах учащиеся указывают урок коми языка, как мало им интересный.
    Основными причинами низкого интереса является: сложность языка и слабая поддержка родителей (низкий интерес).
    Для формирования интереса к изучению коми языка, культуры Коми края был задуман проект «Год коми языка в Республике Коми».

    Цели:
    Формирование интереса учащихся к коми языку через изучение культуры, традиций, литературы и истории малой Родины.

    Задачи:
     создание условий, способствующих заинтересованному участию в проекте,
     овладение краеведческими подходами к изучаемым темам,
     формирование элементарных навыков исследуемой деятельности:
    - умению планировать свои шаги,
    - работать с литературой,
    - обобщать опыт,
    - выдвигать и реализовывать идеи
     формирование личности ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций Коми края,
     приобщение родительского сообщества к воплощению детских идей и формирование интереса к изучению детьми коми языка.

    Сроки реализации: 2008 – 2009 учебный год.

    Объект:
    • учащиеся 1 – 4 классов
    • педагогический коллектив начального звена
    • родители

    Ожидаемые результаты:
     Повышение интереса учащихся начальных классов к изучению коми языка;
     Повышение количественного и качественного результатов в изучении коми языка;
     Вовлечение родителей в процесс изучения коми языка (заинтересован-ность и желание поддерживать детей);
     овладение учащимися методами проведения исследований и умелое использование как на предмете коми язык, так и в других учебных предметах.

    Критерии:
    • Продуктивность уроков коми языка
    • Качество освоения программы по коми языку
    • Высокая активность учащихся в мероприятиях, посвященных коми языку и культуре Коми края
    Измерители:
    • Наблюдение
    • Мониторинги среди родителей, учителей, учащихся
    • Экспертная оценка

    Техническое и материальное обеспечение
    • Библиотечный фонд (района, школы)
    • Мультимедиа технологии (мультимедиа, аудио и видео сопровожде-ние)
    • Музейные фонды

    Основное содержание и пути реализации

    Реализация проекта рассчитана на учебный год и вся деятельность разделена на 4 основные периода со своими направлениями. Каждый период, который рассчитан на учебную четверть, имеет подготовительный и презентационный этап.

    I период II период III период IV период
    «Коми посидел-ки» «Фестиваль коми народных песен коми авторов» Театрализован-ное представле-ние по произве-дениям коми ска-зок Игра - путешест-вие по станциям

    Данные направления были выбраны с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, каждое из направлений были понятны и выполнимы детьми.

    Реализация I периода «Коми посиделки»
    На общешкольной линейке классы получили папки-задания. Необходимо было собрать материал о коми народных играх, отобрать 3 наиболее интересные игры для представления. Детям были предложены определенные критерии отбора игр. Критериями отбора служили: использование в играх приговорок на коми языке, использование слов – названий предметов, героев на коми языке и легкость в обучении игре. Таким образом, для реализации поставленной задачи необходимо было изучить литературу, получить информацию от окружающих взрослых (бабушек, дедушек, пап, мам...). Кроме того, было необходимо апробировать материал на учащихся своего класса, разучить игры в своем классном коллективе. В этом заключалась работа подготовительного периода. Презентационный этап по данному направлению был организован в форме коми-посиделок, которые были проведены в стенах местного национального музея. Участвуя в посиделках, каждый класс представлял и обучал играм, демонстрируя свои знания и языка, и фольклора и организаторские способности. Ярким завершением этапа было дружеское чаепитие с коми шаньгами.

    Реализация II периода «Фестиваль коми народных песен коми авторов»
    Коми народные песни и песни коми авторов неоднократно слышали наши дети на праздниках села, республики, посещая филармонию, детские концерты. Их мелодичность, певучесть никого не оставляет равнодушными. Ученые-филологи, лингвисты отличают в своих работах, что язык лучше осваивается, при разучивании песни, стихов и других фольклорных произведений. Это и послужило выбором второго направления проекта.
    На подготовительном этапе каждый класс получил задание найти и по-знакомиться как можно с большим количеством коми народных песен, ав-торских песен коми композиторов.
    Необходимо было также найти информацию об их возникновении, ис-полнителях, авторах и композиторах. Далее детям надо было разучить песни как на русском, так и на коми языках и подготовить для представления одну из песен.
    На данном этапе для детей были также обозначены критерии отбора материала.
    Критериями отбора служили: возможность исполнения на разных языках (русский и коми), легкость в запоминании, возможность инсценировки песни.
    Подготовительный этап способствовал формированию у детей навыков работы и с литературными источниками и с музейными материалами и с аудиозаписями.
    Презентационный этап был организован в форме фестиваля песен, на котором дети представляли на суд взыскательного жюри свои выступления. В состав жюри входили учащиеся и родители.
    Каждый класс инсценировал песню, все сопровождалось видеоматериалами, иллюстрирующими, природу коми края, обычаи коми-народа, быт, культурные события.
    Наше село тоже богато талантами. Поэтому встреча с местным автором коми песен Овериным М.И. – внесло необычность в празднества. Автор рассказал о создании песен, творческих планах, презентовал свою новую песню на коми языке. И ребята, общаясь с автором, смогли продемонстрировать свои познания в языке, в тонкостях и особенностях фольклора.

    Реализация III периода «Театрализованное представление по произведениям коми сказок»
    Живая речь, общение, способность, окунувшись в языковую среду, не потерятся в ней – все это помогло заинтересоваться детям для осуществления 3 направления – театрализация литературных народных произведений.
    На подготовительном этапе учащиеся каждого класса знакомились с народными и авторскими сказками коми писателей. Переводили их с русского на коми и наоборот и отбирали наиболее интересные фрагменты. Крое того дети изучили краеведческие материалы, которые помогли представить костюмы героев, их внешний вид, поведение, обычаи и т.д.
    Затем выбранные для представления произведения необходимо было срежессировать, подготовить декорации и костюмы.
    Смотреть мини-спектакли или фрагменты спектаклей – дело обычное. Для украшения представления необходим общий целостный сценарий со своими персонажами – заводилами. Такими героями были Баба-Яга, домовой Кузя, которых представляли дети. Ведение всей презентации происходило на коми и русском языках. Для осуществления этой части проекта не обошлось без помощи родителей.
    Именно участвуя в подготовке и непосредственно присутствуя на представлении, родители воочию увидели своих детей, владеющих словом, красочной речью, артистизмом.

    Реализация IV периода «Игра - путешествие по станциям»
    Завершающим шагом в годовом марафоне стали игра – путешествие по станциям, на которой продемонстрировали все с чем познакомились как на уроках коми языка, так и на каждом этапе проекта.
    Каждая станция имела свои особенности. Так, используя знания языка, учащимся было необходимо составить из слов пословицу, перевести ее на русский язык, объяснить смысл.
    В игре «Лото» по описанию необходимо найти предмет домашней утвари, части костюма. Дать ему название на коми языке.
    Путешествуя по столице коми Республике – Сыктывкару, узнавая исторические хронологии, ребята составляли коми письмо.
    А на станции «Художественной», используя знания национального костюма, раскраишивали его элементы, придавая верность и красоту костюма женщины и мужчины.

    Итоги
    По окончании реализации проекта была проведена работа с целью анализа и реализации целей и задач проекта и оценки достигнутых результатов.
    Среди учащихся 2 – 4 классов был проведен опрос. В начале и конце учебного года были поставлены следующие вопросы:
    1. Интересен ли тебе урок коми языка
    2. Где и как ты смог бы применить свои знания коми языка.
    После участия в проекте, отвечая на второй вопрос, дети давали сле-дующие ответы:
     теперь могу слушать и понимать песни;
     понимаю о чем говорят мои бабушка и дедушка;
     могу сказать другу то, чего не все окружающие могут понять;
     похвастаться знанием еще одного иностранного языка.
    Нам было интересно и мнение родителей поскольку многие из них были противниками изучения в школе языка коми.
    В конце учебного года родители высказывали свое мнение о том, что по иному увидели своих детей в чем-то убедились, что знание еще одного языка – это тоже развитие и памяти, и речи.
    Родители внесли и свои предложения:
    1) продолжить изучать коми язык через различные мероприятия, похожие на данный проект,
    2) выезжать с детьми на представления и концерты, где исполнение идей не только на русском языке,
    3) строить уроки коми языка через составление простых бытовых диалогов, чтобы родители могли оказывать детям помощь.

    Проделанная работа, собранный материал не остались забытыми. Со своими мини-спектаклями, концертом песен, стихов, учащиеся выступали на родительских собраниях и в детских садах. Учащиеся демонстрировали и знание языка и раскрепощенность при выступлениях.

    Перспективы дальнейшей деятельности
    Используя диагностические материалы, отслеживая по полугодиям ди-намику качества изучения коми языка, продолжить работу по мониторинга преподавания коми языка.
    Включить в уроки коми языка и во внеклассные мероприятия по изучению материалов краеведения.
    Привлекать родителей реализации минипроектов, связанных с изучением родного языка.

    Диагностика нравственной воспитанности
    Методика №1: диагностика нравственной самооценки. Ин-струкция:
    Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д. Текст вопросов:
    1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
    2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
    3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
    4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
    5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
    6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
    7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
    8. Мне приятно делать людям радость.
    9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
    10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
    Обработка результатов:
    Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
    Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы, в 2 бала - 3
    единицы, в 1 бал - 4 единицы.
    В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом.
    Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
    Интерпретация результатов:
    От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
    От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
    От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
    От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

    Методика №2: Диагностика этики поведения.
    Инструкция:
    Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы
    должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую
    часть предложений не надо".
    Текст:
    1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
    2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
    3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
    4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
    5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я... Интерпретация:
    Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
    Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; выска-зывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
    Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
    Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раз-дражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости. Пятый вопрос: Отрицательный ре-зультат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мяг-кое, понятное высказывание своего пожелания. v Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям. Инструкция:
    "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске. Список желаний:
    1. Быть человеком, которого любят.
    2. Иметь много денег.
    3. Иметь самый современный компьютер.
    4. Иметь верного друга.
    5. Мне важно здоровье родителей.
    6. Иметь возможность многими командовать.
    7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
    8. Иметь доброе сердце.
    9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
    10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
    Интерпретация:
    Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
    Пять положительных ответов - высокий уровень.
    4-е, 3-й - средний уровень.
    2-а - ниже среднего уровня.
    0-1 - низкий уровень.
    Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
    Инструкция:
    "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов
    один"
    Вопросы:
    1. Если кто-то плачет, то я.
    A) Пытаюсь ему помочь.
    Б) Думаю о том, что могло произойти.
    Не обращаю внимания.
    2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него
    нет такой игры.
    A) Я скажу ему, чтобы он не приставал. Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
    Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру. Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
    3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
    А) Я не обращу внимания.
    Б) Скажу, что он размазня.
    В) Объясню, что нет ничего страшного.
    Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
    4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
    A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации. Б) Обижусь в ответ.
    Докажу ему, что он не прав. Обработка ре-зультатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
    Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень О, 1 бал - низкий уровень

    Источник: https://sites.google.com/site/universalnyeucebnyedejstvia/metodiceskie-materialy

    Категория: Классному руководителю | Добавил: arfenia-sarkissian (12.10.2010) | Автор: Титенкова Анна Юрьевна
    Просмотров: 7872 | Теги: этическая грамматика | Рейтинг: 5.0/2 |
    Форма входа
    Поиск по сайту
    Наши контакты

    Адрес:
    168220, Республика Коми,
    Сыктывдинский район,
    с. Выльгорт, Школьный пер. 4
    График работы:
    ПН-СБ: 8:00-20:00
    Телефон: 8 (82130) 7-13-58
    e-mail: vsoh1@rambler.ru

    Группа VK: vk.com/vsoh_1

    ЕГЭ
    Первоклассники
    Добро пожаловать!
    Образование РК
    Нобелевская премия
    Праздники
    Праздники России

    Copyright vsoh1 © 2021
    Сайт управляется системой uCoz